Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 134]

134 Рабочие должны были находиться в авангарде процесса строительства новой пролетарской культуры, принять в нем самое деятельное участие и стать теми самыми «новыми людьми», адептами новой пролетарской культуры, которые поведут за собой все остальные слои российского общества.
С этих позиций курс на всемерное образование
рабочих, их приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры служил цели сохранения большевистского режима у власти и делу коренного всеобъемлющего преобразования российского общества.
Многие представители рабочего класса по достоинству оценивали усилия, предпринятые для их образования и просвещения, и сами, в свою очередь стремились к получению новых знаний.
Так, например, в Московское Бюро Российской Коммунистической партии было направленно письмо осинских рабочих от
11 апреля 1918 г.
в нем, в частности говорилось: «Мы просим товарищей не оставлять нас здесь, в глуши, без внимания высылкой газет и литературы для просвещения..
.
У
нас в данное время находиться 350 человек и еще поступает масса желающих, но у нас нет программы, и мы идем не по программе, а как жизнь подсказывает.
Соорганизовываем рабочий клуб и приступаем к оборудованию детской площадки, и других детских развлечений, почему и просим выслать руководства для постановки пролетарских спектаклей; Надеемся, что товарищи нас не
оста198 вят».
Разумеется, далеко не все представители рабочего класса активно включились в процесс освоения наследия культуры прошлого, приобщения к образованию и просвещению.
Среди
рабочих было много вчерашних крестьян, которые плохо понимали не только задачи культурного строительства партии, но и необходимость личного, индивидуального образования, приобщения к культурным достижениям прошлого.
Однако даже они не имели ничего против попыток улучшения их материального и бытового положения предпринимаемых новой властью.
Все те изменения к лучшему, в бытовой
т РГАСПИ.
Ф.
17.
Оп 4.
д.
58.
Л.
35.
[стр. 403]

403 которой говорили вожди большевиков, и должна была стать основой нового коммунистического общества, поэтому приобщение к ней рабочих масс было важной задачей большевистского руководства.
На достижение этой цели направлены усилия новой государственной власти.
В данном контексте вопрос о создании новой пролетарской культуры носил для большевистских лидеров принципиальный характер.
От его решения зависело будет ли существовать в будущем тот строй, который они стремились установить в России.
Приобщая массы к культуре, большевики видели в этом возможность решения одной из важнейших задач русской общественной жизни, которая наряду с аграрным и рабочим вопросами была важнейшей на протяжений длительного исторического времени.
Стирание граней между элитарной и народной культурой, распространение массовидной формы культурной жизни трактовалась большевиками как важнейшая задача проводимой ими политики.
Ее решение должно было способствовать преодолению культурного раскола российского общества и созданию единой, гомогенной, унифицированной культуры масс, основанной на лучших достижениях прошлого, но имеющую пролетарское содержание.
Рабочие должны были находиться в авангарде процесса строительства новой пролетарской культуры, принять в нем самое деятельное участие и стать теми самыми «новыми людьми», адептами новой пролетарской культуры, которые поведут за собой все остальные слои российского общества.
С этих позиций курс на всемерное образование
городских рабочих, их приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры служил цели сохранения большевистского режима у власти и делу коренного всеобъемлющего преобразования российского общества.
Многие представители рабочего класса по достоинству оценивали усилия, предпринятые для их образования и просвещения, и сами, в свою очередь стремились к получению новых знаний.
Так, например, в Московское Бюро Российской Коммунистической партии было направленно письмо осинских рабочих от
1I апреля 1918 г.
в нем, в частности

[стр.,404]

404 говорилось: «Мы просим товарищей не оставлять нас здесь, в глуши, без внимания высылкой газет и ли тературы для просвещ ения...
У
пас в данное время находиться 350 человек и еще поступает масса желающих, но у нас нет программы, и мы идем не по программе, а как жизнь подсказывает.
Соорганизовываем рабочий клуб и приступаем к оборудованию детской площадки, и других детских развлечений, почему и просим выслать руководства для постановки пролетарских спектаклей; Надеемся, что товарищи нас не
оставят»577.
Разумеется, далеко не все представители рабочего класса активно включились в процесс освоения наследия культуры прошлого, приобщения к образованию и просвещению.
Среди
городских рабочих было много вчерашних крестьян, которые плохо понимали не только задачи культурного строительства партии, но и необходимость личного, индивидуального образования, при^ общения к культурным достижениям прошлого.
Однако даже они не имели ничего против попыток улучшения их материального и бытового положения предпринимаемых новой властью.
Все те изменения к лучшему, в бытовой
сфере, которые произошли в период Гражданской войны не могли не оказать влияние на самосознание и этой части рабочего класса.
Они также повлияли на изменение ее социальной роли и положение в новых исторических обстоятельствах.
Конечно, те преимущества, которые были даны рабочему классу новой государственной властью, были во многом иллюзорными, в условиях экономической разрухи и Гражданской войны их значение было минимальным, в реальном материальном выражении, однако в политическом, моральном, социальном, идеологическом аспектах общее направление политики новой власти давало рабочим ощущение коренного изменения их положения в обществе и, в целом, встречало у них одобрение и поддержку, несмотря на то, что их общий реальный уровень жизни значительно снизился в сравнении с предреволюционными годами.
Это было одним из парадоксов того времени, Октябрьская революция и Гражданская война, привела к падению уровня ма,771’ГАСПИ.
Ф .
17.
О п 4.
Д.
53.
Л.
35.

[Back]