Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 136]

136 лий сегодняшнего дня.
Подняться над горизонтом культуры прошлого Белому движению мешала его кастовость и социальная корпоративность, не желание учитывать интересы широких слоев российского общества.
В своей культурной политике, если можно так назвать мероприятия в области культуры проводимые Белым движением, белые исходили из того, что российского общество в
культурном плане должно развиваться и существовать в таком виде, в каком оно было до революции 1917 г.
Это давало возможность большевикам издавать листовки следующего содержания.
«Чего хочет адмирал Колчак?...
6)Рабочий день удлинить до 10-12 часов, понизив заработную плату.
7)Рабочих
выселить из занимаемых ими буржуазных квартир.
8)3акрыть клубы, библиотеки и общества самообразования, где рабочие выковывали свое классовое самосознание.

9) Отобрать дома у профессиональных союзов и рабочих организаций и
от199 дать их старым хозяевам».
Сведениям сообщаемым в них рабочие вполне доверяли, хотя справедливости ради, необходимо отметить, что они, чаще всего, были далеки от действительности.
По существу «белые» стремились сохранить существовавшие ранее уровни «высокой», «элитарной» культуры «верхов» и народной культуры масс, что предусматривало культурное разделение общества и полярную культурную дифференциацию его основных слоев.
Массовизацию культуры, приобщение к ней рабочих,
«белые» считали нецелесообразной и недопустимой, поскольку это процесс, в их представлении, разрушал исторически сложившееся российское культурное пространство, необходимую дистанцию между культурой «верхов» и «низов».
Так, Георгий Виллиам в своих воспоминаниях передает следующий разговор между ним и жителем рабочих предместий г.
Новороссийска, который в тот период находился в «белой» России: «Вы вот люди интеллигентные, за
грани199ГАКК.Ф.
Р-4П.
Оп.2.
Д.
369.
Л.81.
[стр. 405]

405 термального благосостояния рабочих, но предоставила им более широкие возможности в социальном плане.
Отношение власти и социальная избирательность режима по отношению к ним порождали у городских рабочих самые радужные надежды на будущее и застаатяли их с доверием относиться к высказываниям новых политических вождей о скором наступлении коммунистического рая.
Однако реальная действительность Гражданской войны, в последствии, чаще всего разрушала эти идеальные представления в рабочей среде.
Говоря об изменениях в культурной жизни городских рабочих в тех регионах, которые контролировались «белыми», нельзя не отметить того, что Белое движение вовсе не разделяло стремления большевиков к приобщению рабочих к достижениям «буржуазной» культуры.
Лидеры белых считали этот вопрос не существенным.
Однако, культурная трансформация рабочей среды происходила помимо их воли и была вызвана объективными причинами социокультурного плана.
Опора белых на прежние, потерявшие свою актуальность, основы дореволюционной культуры России очень рано выявило их не состоятельность в плане культурной политики, их оторванность от реалий сегодняшнего дня.
Подняться над горизонтом культуры прошлого Белому движению мешала его кастовость и социальная корпоративность, не желание учитывать интересы широких слоев российского общества.
В своей культурной политике, если можно так назвать мероприятия в области культуры проводимые Белым движением, белые исходили из того, что российского общество в
i культурном плане должно развиваться и существовать в таком виде, в каком оно было до революции 1917 г.
Это давало возможность большевикам издавать листовки следующего содержания.
«Чего хочет адмирал Колчак?.
.
.
6)Рабочий день удлинить до 10-12 часов, понизив заработную плату.
7)Рабочих
выселитт» из занимаемых ими буржуазных квартир.
8)3акрыть клубы, библиотеки и общества самообразования, где рабочие выковывали свое классовое самосознание.


[стр.,406]

406 9) Отобрать дома у профессиональных союзов и рабочих организаций и отдать ^78 их старым хозяевам»' .
Сведениям сообщаемым в них рабочие вполне доверяли, хотя справедливости ради, необходимо отметить, что они, чаще всего, были далеки от действительности.
По существу «белые» стремились сохранить существовавшие ранее уровни «высокой», «элитарной» культуры «верхов» и народной культуры масс, что предусматривало культурное разделение общества и полярную культурную дифференциацию его основных слоев, Массовизацию культуры, приобщение к ней рабочих
и крестьян «белые» считали нецелесообразной и недопустимой, поскольку это процесс, в их представлении, разрушал исторически сложившееся российское культурное пространство, необходимую дистанцию между культурой «верхов» и «низов».
Так, Георгий Виллиам в своих воспоминаниях передает следующий разговор между ним и жителем рабочих предместий г.
Новороссийска, который в тот период находился в «белой» России: «Вы вот люди интеллигентные, за
границей жили, учились.
Объясните мне, пожалуйста, не пойму я: хлопчик мой старший, вон он сидит, в политехникуме в Екатеринодаре учился.
Как пришли добровольцы, я его послал туда с матерью, что бы опять значит зачислили; а директор ихний новый и говорит: идите, говорит, к большевикам, пускай они для Вас свои политехникумы открывают, красные.
, .
Какие это красные политехникумы бывают?»579.
Со временем «белыми» предполагалось постепенное преодоление культурных барьеров, но под жестким контролем политической и социальной элиты страны.
Они были противниками стихийного и резкого смешения различных культур внутри общества и считали их печальными последствиями революционного взрыва 1917 г.
Соответственно они предполагали ввести этот процесс в определенные контролируемые границы.
Несмотря на это, «белые» т ГАКК.
Ф.
P-4I I.
Оп.
2.
Д.
369.
Л.
31.
т Архив русской революции.
В 22 т.
Т.
7-8.
М., 1991.
С.210,

[Back]