149 ского государства имели место интимные, личностные мотивы. Образ власти в сознании рабочих сочетался с образами классовой борьбы, классовой идеи, идеи нового общества, которое можно было достигнуть только через процессы общественного обновления, которые инициируются новой пролетарской властью. Само же притягательное социальное будущее рисовалось в сознании рабочего как время воплощения в реальной действительности всех идеальных целей общественного развития, социальной гармонии и мира. Составной частью в него входило понятие свободного труда, материально обеспеченной сытой безбедной жизни, бытового и повседневного благополучия. Исходя из этих целей, рабочие воспринимали события и явления окружающей действительности, политику новой государственной власти. Там где она вступала в противоречие с этими представлениями, в их глазах она теряла доверие рабочего класса и подлежала суровому осуждению со стороны рабочих. Себя они нередко позиционировали как часть новой власти, как вершителей судеб истории, от позиции которых зависело течение и направленность исторических событий и поэтому все, что происходило в общественной и политической жизни воспринималось рабочими как непосредственно относящиеся к ним, к их интересам и чаяниям. Демонстрируемая ими заинтересованная позиция практически по всем без исключения вопросам общественной жизни отражала настроение широкой рабочей массы, почувствовавшей всю глубину и необходимость преобразований российского общества на новой социальной основе. Эта позиция, во многом обусловила процесс политизации массового сознания, изменения системы ценностей российского рабочего класса, которое особенно ярко проявились в обостренном политизированном восприятии народными массами окружающей действительности и их активной Гражданской позиции в деле ее всеобъемлющего преобразования. Даже там, где власть, с точки зрения рабочих, отходила от целей и задач рабочего класса, это порождало широкую общественную активность рабочих, выразившуюся в попытках осмысления этого несоответст |
459 жении идеальных целей социального развития. Городские рабочие стремились в своих письмах всемерно содействовать ему исходя из своих убеждений и картины мира, сформировавшейся в массовом сознании в этот период. Отдельные части этой картины, ее фрагменты просматриваются в их корреспонденции вождям партии и государства. Это были идеальные представления, идеальные образы массового сознания российских рабочих, В первую очередь это образ новой государственной власти, как власти справедливой, осуществляющей вековые цели и задачи российского пролетариата. В своих письмах рабочие указывали на то, что новая власть должна быть трудовой, пролетарской ее главной целью должно было стать освобождения человека труда и повышение его социальной роли. Важное место в сознании российских рабочих занимал образ революции, которая должна разрушить старый мир угнетения и рабства и создать новый мир социальной гармонии, лишенный острых социальных противоречий прошлого. Образы вождей пролетариата существенно дополняли представления рабочих о революции. Вожди воспринимались их сознанием, с одной стороны, как идеальные человеческие личности, своего рода титаны мирового социального процесса, а с другой стороны, как свои близкие, почти родственные люди, которым был близок мир и чаяния рабочего человека. Поэтому нередко в письмах российских рабочих к вождям партии и Советского государства имели место интимные, личностные мотивы. Образ власти в сознании городских рабочих сочетался с образами классовой борьбы, классовой идеи, идеи нового общества, которое можно было достигнуть только через процессы общественного обновления, которые инициируются новой пролетарской властью. Само же притягательное социальное будущее рисовалось в сознании рабочего как время воплощения в реальной действительности всех идеальных целей общественного развития, социальной гармонии и мира. Составной частью в него входило понятие свободного труда, материально обеспеченной сытой безбед 460 ной жизни, бытового и повседневного благополучия. Исходя из этих целей, рабочие воспринимали события и явления окружающей действительности, политику новой государственной власти. Там где она вступала в противоречие с этими представлениями, в их глазах она теряла доверие рабочего класса и подлежала суровому осуждению со стороны рабочих. Себя они нередко позиционировали как часть новой власти, как вершителей судеб истории, от позиции которых зависело течение и направленность исторических событий и поэтому все, что происходило в общественной и политической жизни воспринималось рабочими как непосредственно относящиеся к ним, к их интересам и чаяниям. Демонстрируемая ими заинтересованная позиция практически по всем без исключения вопросам общественной жизни отражала настроение широкой рабочей массы, почувствовавшей всю глубину и необходимость преобразований российского общества на новой социальной основе. Эта позиция, во многом обусловила процесс политизации массового сознания, изменения системы ценностей российского рабочего класса, которое особенно ярко проявились в обостренном политизированном восприятии народными массами окружающей действительности и их активной гражданской позиции в деле ее всеобъемлющего преобразования. Даже там, где власть, с точки зрения рабочих, отходила от целей и задач рабочего класса, это порождало широкую общественную активность рабочих, выразившуюся в попытках осмысления этого несоответствия и следовавшей за этим жесткой критике действующей власти. Так, в письме Н. А. Васильева В. И. Ленину говорилось: «Товарищ Ленин! Я правоверный большевик. Если Вы честный человек, то Вы должны в ближайшем нумере «Правды» напечатать следующие мои вопросы: 1. Кто разрушил нашу армию? 2. Кто проповедовал братание наших солдат с немцами? |