152 всего приводили к разрушению образа справедливой власти защитницы рабочих и всех трудящихся. Большое значение в формировании негативного образа новой политической власти, разрушении ее позитивного идеального восприятия имела деятельность ее многочисленных представителей на местах, которая никак не соотносилась с представлениями рабочих о справедливой пролетарской власти и тех кто должен служить ей. У них уже нет никаких иллюзий в отношении морального, нравственного облика служителей новой власти. Так, в письме рабочих Вышневолоцкой мануфактуры М.И.Калинину говорилось: «Председателю ВЦИК товарищу М. И. Калинину. Помещая ниже сего краткий перечень «деяний» Вышневолоцкого владыки — начальника милиции гражданина Матвеева, просим командировать следователя из Центра, так как местные и губернские органы не выявят того, что есть, и от чего стонет все население Вышневолоцкого уезда, которые составляют одну сотую часть его незаконных действий, грабежа, взяток, насилий, его самодержавия и безнаказанности, лжекоммуниста, которого и в партии называют атаманом и во время очистки партии он подвергался сильному сомнению .. . начальник Матвеев на площади взял шесть возов сена и сразу отправил их к себе домой, так как он имеет две коровы, козу, — словом, настоящий советский буржуй. Разъезжает по городу и уезду не иначе, как в сопровождении конных милиционеров, иногда кавалькадой в 25 человек, наводя страх и ужас на горожан и крестьян, производя обыски, облавы и конфискации, вернее 208 грабит, не считаясь ни с какими декретами и конституцией». Образ идеального революционера, борца за права народа, стирается в рабочем сознании и на смену ему приходит обычный человек —коммунист, который не только не лучше всех остальных, но пожалуй еще менее устойчив в моральном плане, у которого есть все человеческие слабости, свойственные обычным людям. Это нашло свое отражение в устном фольклере, частушках, 2(ИГАРФ. Ф. 1235.0л. 98. Д.2.Л. 139-139 об. |
462 был хлеб, а на деле оказалась какая-то смешанная масса из мякины и не пропечена как надо, а только немного запечена, чтобы не развалилась. А сахару, соли и рыбы вовсе не дали, а почему, причины не известны и ничем не мотивируются. Конным подводам тоже выдали только овес, а про сено и не спрашивай. Рабочие же конечно спросили Дорожного мастера: «Где же та норма, которую Вы обещали нам выдавать?» Дорожный мастер, конечно, говорит, что ему не выдали из учужпо, а почему неизвестно. Но на эти слова был ответ: «Нет, наверное. Вам это себе нужно, а нас только заставляете работать». Желательно было бы знать, почему не выдаются эти продукты и какая причина невыдачи таковых? Товарищи! Ведь, если мы будем на бумаге писать одно, а на деле показывать совершенно другое, то не то что возродим производительность и поднимем транспорт, а совершенно уничтожим его. Пусть нам на страницах газеты «По рельсам» дадут нам ответ те лица, которые ведают этим делом, и где остаются эти золотники, которые предназначены для трудящихся масс? Не остаются ли в пользу членов Брянского учужпо? Рабочий 16 околотка Станции Жуковка»624. Разочаровавшись в практической политике новой власти, рабочие тем не менее, сохраняли верность ее идеал-тииическому образу и стремились к его реализации в реальной действительности. Ухудшающаяся бытовая обстановка, значительные трудности с самым необходимым, а также мероприятия новой власти, которые были по существу направлены против городских рабочих чаще всего приводили к разрушению образа справедливой власти защитницы рабочих и всех трудящихся. Большое значение в формировании негативного образа новой политической власти, разрушении ее позитивного идеального восприятия имела деятельность ее многочисленных представителей на местах, которая никак не соотно62АПисьма во власть. 1917-1927. М. 1998. с.249. 463 силась с представлениями рабочих о справедливой пролетарской власти и тех кто должен служить ей. У них уже нет никаких иллюзий в отношении морального, нравственного облика служителей новой власти. Так, в письме рабочих Вышневолоцкой мануфактуры М.И.Калинину говорилось: «Председателю ВЦИК товарищу М. И. Калинину. Помещая ниже ссго краткий перечень «деяний» Вышневолоцкого владыки — начальника милиции гражданина Матвеева, просим командировать следователя из Центра, так как местные и губернские органы не выявят того, что есть, и от чего стонет все население Вышневолоцкого уезда, которые составляют одну сотую часть его незаконных действий, грабежа, взяток, насилий, его самодержавия и безнаказанности, лжекоммуниста, которого и в партии называют атаманом и во время очистки партии он подвергался сильному сомнению . . . начальник Матвеев на площади взял шесть возов сена и сразу отправил их к себе домой, так как он имеет две коровы, козу, — словом, настоящий советский буржуй. Разъезжает по городу и уезду не иначе, как в сопровождении конных милиционеров, иногда кавалькадой в 25 человек, наводя страх и ужас на горожан и крестьян, производя обыски, облавы и конфискации, вернее грабит, не считаясь ни с какими декретами и конституцией»625. Образ идеального революционера, борца за права народа, стирается в рабочем сознании и на смену ему приходит обычный человек коммунист, который не только не лучше всех остальных, по пожалуй еще менее устойчив в моральном плане, у которого есть все человеческие слабости, свойственные обычным людям. Это нашло свое отражение в устном фольклере, частушках, которые распространялись в рабочей среде. Примером этого может служить слудующая частушка: «Рыжий Васька назначается Партией наборщиком. 62> ГАРФ. Ф 1235. Оп. 9S . Д.2. Л. 139-139 об. |