Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 85]

85 женщину .
.
.
Только тогда она будет равноправна, когда освободится от многих семейных обязанностей и пут, а это достигается только при развитии и усовершенствовании, коллективных форм жизни, взаимоотношений и
воспитания».155 С одной стороны, задача освобождения женщины соответствовала идеологическим установкам большевиков, пропагандирующих полное равноправие полов, с другой стороны, отрыв «женщины-работницы» от семейных обязанностей давал им возможность использовать этот колоссальный социальный резерв для нужд милитаризованной экономики и достижения победы в Гражданской войне.
Семья в ее традиционном виде, с подчиненной в ней ролью женщины,
полупатриархальным бытом, представляла собой, с точки зрения большевиков, препятствие на пути полного освобождения рабочего класса.
Ее разрушению должны были содействовать внедряемые и пропагандируемые формы коллективного быта, создание коллективистских сообществ и учреждений, из которых была бы удалена консервативная, традиционная составляющая семейной жизни.
«Мы создадим образцовые учреждения, столовые, ясли, которые бы освободили бы женщину от домашнего хозяйства, учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому
возможность».156 Большевики если и не рассматривали ликвидацию традиционной рабочей семьи как первостепенную задачу, то, во всяком случае, они придавали семейным ценностям второстепенное значение, по сравнению с ценностями революционными, коллективистскими.
Создание сети общественных столовых-кухонь, общее воспитание детей и времяпрепровождение должны были сформировать у основной массы рабочих идею коллективного единства, главной составляющей которой является политическая преданность идеалам революции и социалистического переустройства общества, а не индивидуалистические семейные ценности, которые чаще всего трактовались
апологе1 55Партийная этика.
Документы и материалы дискуссии 20-х гг.
М ., 1989.
С.
300.
1 56Ленин В.
И.
Поли.
собр.
соч.
Т.
39.
С.202.
[стр. 150]

150 Большое внимание большевистскими пропагандистами «новой жизни» отводилось освобождению «женщины-работницы», включению ее в общественную и государственную жизнь, этому процессу должна была способствовать сама изменившаяся общественно-политическая реальность.
«Возьмем женщину .
.
.
Только тогда она будет равноправна, когда освободится от многих семейных обязанностей и пут, а это достигается только при развитии и усовершенствовании, коллективных форм жизни, взаимоотношений и
воспитания»228.
С одной стороны, задача освобождения
жеищины соответствовала идеологическим установкам большевиков, пропагандирующих полное равноправие полов, с другой стороны, отрыв «женщины-работницы» от семейных обязанностей давал им возможность использовать этот колоссальный социальный резерв для нужд милитаризованной экономики и достижения победы в Гражданской войне.
Семья в ее традиционном виде, с подчиненной в ней ролью женщины,
полупатриархальиым бытом, представляла собой, с точки зрения большевиков, препятствие на пути полного освобождения рабочего класса.
Ее разрушению должны были содействовать внедряемые и пропагандируемые формы коллективного быта, создание коллективистских сообществ и учреждений, из которых была бы удалена консервативная, традиционная составляющая семейной жизни.
«Мы создадим образцовые учреждения, столовые, ясли, которые бы освободили бы женщину от домашнего хозяйства, учреждения эти, избавляющие женщин от положения домашней рабыни, возникают всюду, где только есть малейшая к тому
возможность»229.
Большевики если и не рассматривали ликвидацию традиционной рабочей семьи как первостепенную задачу, то, во всяком случае, они придавали семейным ценностям второстепенное значение, по сравнению с ценностями революционными, коллективистскими.

2:1 Партийная этика.
Документа и материалы дисскуссии 20-х гг.
М ., 1989.
с.
300.
229Ленин В.
И.
Полное собрание соч.
Т.
39.
М ., 1974.
с,202.


[стр.,151]

151 Создание сети общественных столовых-кухонь, общее воспитание детей и времяпрепровождение должны были сформировать у основной массы рабочих идею коллективного единства, главной составляющей которой является политическая преданность идеалам революции и социалистического переустройства общества, а не индивидуалистические семейные ценности, которые чаще всего трактовались апологетами «нового общества» как пережиток буржуазного строя.
Такое отношение к традиционным семейным ценностям приводило к попыткам внести раскол в рабочие семьи и подорвать их единство.
Энергетический потенциал, высвободившийся из сферы семейной жизни, в представлении большевиков, должен быть направлен в политическую, социальную сферы и облегчить им задачу создания социалистического общества.
Подобно тому, как раскол вносился партией в общественную жизнь страны, он вносился и в рабочие семьи, это должно было вывести тех, кто еще цеплялся за сохранение отживших традиций и порядков, на путь социальной революции и переустройства общества.
Поэтому большевики стремились различными способами обострить и без того сильные в годы кризиса семейные противоречия в рабочей среде.
В частности, своей политикой освобождения женщин от домашнего труда они осложнили бытовые условия многих семей рабочих и подорвали традиционную систему распределения ролей в домашнем хозяйстве между полами.
Результатом первых же лет проведения такой политики в области семейных отношений стало то, что женщина в годы Гражданской войны уже не желает мирится со своей традиционной ролью и местом в семейной жизни и активно добивается равноправия с мужчиной, несмотря па то, что это ставит под угрозу существование семьи, как единого целого.
Раскол наблюдался и в отношениях между отдельными поколениями рабочей семьи.
Как отмечает А.
И.

[Back]