Проверяемый текст
Семенов, Александр Альбертович; Повседневная жизнь населения России в годы Гражданской войны (Диссертация 2005)
[стр. 91]

91 крестьянской психологией, сформировавшейся на протяжении веков существования российского социума.
Даже те рабочие, которые являлись пролетариями в течении нескольких поколений, вполне разделяли ценностную систему российских крестьян.
В их сознании были также сильны мифологемы
общинности, коллективного единства.
На протяжении многих предшествующих революционным потрясениям лет рабочие в стране жили в уверенности в несправедливости российского общественного устройства и были недовольны своим низким, с их точки зрения, социальным статусом и положением в обществе.
Рабочие считали себя незаслуженно обделенными при распределении в обществе материальных благ.
Это порождало в их среде стремление к «отмщению за свою тяжелую, нудную, трудовую жизнь: возможности приобщения к благам буржуазии, ненавидимой всеми фибрами души и столь же страстно
желанной».1 6 0 Свой вклад в их производство они считали значительным, а его оплату несправедливо низкой и недостойной человеческого существования.
Рабочие полагали, что именно они создают основу могущества огромной Российской империи и именно им принадлежит основная роль в создании промышленного потенциала российского государства.
Они работали на фабриках и заводах, которые принадлежали не им, а классу, который, в их представлении, является узурпатором их труда, присваивая себе произведенные ими ценности.
В сознании российских рабочих не было место представлениям о частной собственности, незыблемости товарно-денежных принципов экономической системы.
Саму экономику, основанную на эксплуатации их труда, они воспринимали как нечто несправедливое, нарушающее традиционный порядок вещей.
В их представлении экономическая сфера, как и любая другая, должна была быть подчинена традиционным, нравственным законам.
Как и отношение крестьянства к земле, отношение рабочих к средствам
про1 Ь 0Деникин А.
И.
Очерки русской смуты: Крушение власти и армии.
Февраль сентябрь 1917.
Мн., 2002.
C.I60-161.
[стр. 302]

302 дательное отношение к сложившейся общественной и государственной системе в России сыграли значительную роль в этих социальных конфликтах, способствовали их началу и активному развитию.
Таким образом, еще до начала Гражданской войны городские рабочие были тем общественным слоем, который был готов к социальным переменам и намеривался принять в них самое деятельное участие.
Это был своего рода пороховой материал для революционного взрыва в стране.
Политическая и социальная позиция рабочего класса базировалась на традиционных мифологемах российского коллективного сознания, а также мыслеобразах, связанных с новыми идеологическими течениями, превозносящими роль и значение рабочего класса во всемирной истории человечества.
Подавляющее большинство российских рабочих были вчерашними крестьянами, в сознании которых господствовали традиционные образы российского коллективного сознания, а их деятельность определясь коллективной крестьянской психологией, сформировавшейся на протяжении веков существования российского социума.
Даже те рабочие, которые являлись пролетариями в течении нескольких поколений, вполне разделяли ценностную систему российских крестьян.
В их сознании были также сильны мифологемы
общииности, коллективного единства.
На протяжении многих предшествующих революционным потрясениям лет рабочие в стране жили в уверенности в несправедливости российского общественного устройства и были недовольны своим низким, с их точки зрения, социальным статусом и положением в обществе.
Рабочие считали себя незаслуженно обделенными при распределении в обществе материальных благ.
Это порождало в их среде стремление к «отмщению за свою тяжелую, нудную, трудовую жизнь: возможности приобщения к благам буржуазии, ненавидимой всеми фибрами души и столь же страстно
желанной»433.
4ИДеникин А.
И.
Очсрхи русской смуты: Крушение власти к армии.
Февраль -сентябрь 1917.
M il, 2002.
с.160-161.


[стр.,303]

303 Свой вклад в их производство они считали значительным, а его оплату несправедливо низкой и недостойной человеческого существования.
Рабочие полагали, что именно они создают основу могущества огромной Российской империи и именно им принадлежит основная роль в создании промышленного потенциала российского государства.
Они работали на фабриках и заводах, которые принадлежали не им, а классу, который, в их представлении, является узурпатором их труда, присваивая себе произведенные ими ценности.
В сознании российских рабочих не было место представлениям о частной собственности, незыблемости товарно-денежных принципов экономической системы.
Саму экономику, основанную на эксплуатации их труда, они воспринимали как нечто несправедливое, нарушающее традиционный порядок вещей.
В их представлении экономическая сфера, как и любая другая, должна была быть подчинена традиционным, нравственным законам.
Как и отношение крестьянства к земле, отношение рабочих к средствам
производства было коллективистское, патриархальное и уходило корнями в коллективные образы и представления российского социума о всеобщей принадлежности социально значимых ресурсов: земли, фабрик и заводоввсему обществу, а не отдельным, немногим удачливым его представителям.
Рабочие, как и российские крестьяне, на протяжении длительного времени исходили из того, что важнейшие ресурсы общества не могут принадлежать кому-то в отдельности, а должны быть всеобщими, предназначенными для всех.
Поэтому их отношение к средствам производства, фабрикам и заводам, на которых .они работали, были скорее отношением к общей, коллективной собственности.
В представлении рабочих, они должны были принадлежать всему обществу и управляться самим рабочим классом, поскольку именно он несет на себе основную тяжесть промышленного производства.
Наиболее справедливым принципом организации отечественной промышленности российские рабочие считали артельный принцип производства, принцип всеобщего пользования плодами промышленного труда и средствами производства создающими их*

[Back]