98 основой девиантного поведения рабочих масс в реальности системного кризиса. При этом следует отметить, что влияние радикальной социалистической идеологии на рабочий класс, учитывая его маргинальный характер, по сравнению с другими слоями российского общества было наиболее сильным и имело далеко идущие последствия. Оно обусловило превращение рабочего класса в передовой отряд социальной революции и сделало его самым активным общественным слоем в процессе осуществления плана построения социалистического общества, смогло направить его энергию в русло социальных потрясений, разрушивших традиционное российское общество и государство. Российский рабочий класс как раз и стал той ударной силой, которая возглавила процесс социальных преобразований, он превратился в самый последовательный слой российского общества в деле их окончательной реализации в кризисной действительности. Тем не менее распространение в среде рабочих радикальной социалистической идеологии не привело, казалось бы, к неизбежному краху традиционной системы ценностей в рабочей среде. Напротив, коллективистские мифологемы в их сознании были дополнены идеологемами пролетарского интернационализма и классовой борьбы. Последние в значительной мере пересекались с традиционными мифологемами российского коллективного сознания и отчасти дополняли их. Стремление к коллективному единству, всеобщему равенству, соборному единению в сознании российских рабочих соединялось с идеологемеми марксизма, такими, как интернационализм, классовая борьба, социалистическое переустройство общества. Эти синкретические мыслеформы сознания и стали основой деятельности рабочих в процессе переустройства российского общества. В условиях системного кризиса, всеобщего развала российского общества и государства они приобрели внешнее выражение в качестве тех или иных форм девиантного поведения. Как отмечает Д. О. Чураков, «рабочий класс промышленного центра России был по своей природе архаичен, формы его протеста были ближе к традици |
309 Как отмечал А.И.Деникин, «большевизм внес в рабочую среду постоянно бродящее начало, потворствуя низменным инстинктам, разжигая ненависть против имущих классов, поддерживая самые неумеренные требования... Большевизм рисовал рабочему классу широчайшие и заманчивые перспективы политического господства и экономического благосостояния путем сокрушения капиталистического строя и перехода в руки рабочих власти, предприятий, орудий производства и ценностей. И притом не в порядке длительного социально-экономического процесса и длительной организованной борьбы, а сейчас, немедленно»457. Идеология радикальных политических сил смыкалась с традиционными установками сознания городских рабочих, и ее элементы стали проникать в традиционную систему ценностей, картину мира рабочего класса. Возникал причудливый симбиоз из традиционных установок сознания и массовых идеологических стереотипов политических образов, которые и стали основой девиантного поведения рабочих масс в реальности системного кризиса. При этом следует отметить, что влияние радикальной социалистической идеологии на рабочий класс, учитывая его маргинальный характер, по сравнению с другими слоями российского общества было наиболее сильным и имело далеко идущие последствия. Оно обусловило превращение рабочего класса в передовой отряд социальной революции и сделало его самым активным общественным слоем в процессе осуществления плана построения социалистического общества, смогло направить его энергию в русло социальных потрясений, разрушивших традиционное российское общество и государство. Российский рабочий класс как раз и стал той ударной силой, которая возглавила процесс социальных преобразований, он превратился в самый последовательный слой российского общества в деле их окончательной реализации в кризисной действительности. 4,7 Деникин Л. И. Очерки русской смуты: Крушение власти и армии. Февраль сеггтябрь 1917. Мн., 2002. с. 160. 310 Тем не менее распространение в среде рабочих радикальной социалистической идеологии не привело, казалось бы, к неизбежному краху традиционной системы ценностей в рабочей среде. Напротив, коллективистские мифологемы в их сознании были дополнены идеологемами пролетарского интернационализма и классовой борьбы. Последние в значительной мере пересекались с традиционными мифологемами российского коллективного сознания и отчасти дополняли их. Стремление к коллективному единству, всеобщему равенству, соборному единению в сознании российских рабочих соединялось с идеологемеми марксизма, такими, как интернационализм, классовая борьба, социалистическое переустройство общества. Эти синкретические мыслеформы сознания и стали основой деятельности городских рабочих в процессе переустройства российского общества. В условиях системного кризиса, всеобщего развала российского общества и государства они приобрели внешнее выражение в качестве тех или иных форм девиантного поведения. Как отмечает Д.О. Чураков, «рабочий класс промышленного центра России был по своей природе архаичен, формы его протеста были ближе к традиционным формам прежней аграрной эпохи. Отсюда их меньшая организованность, большая разрушительность. В условиях начинавшейся Гражданской войны это было особенно опасно.. .»438. В годы революционных потрясений и Гражданской войны эти формы достигли своего наивысшего проявления. С началом революционных потрясений городские рабочие принялись воплощать в действительность идею справедливой «рабочей» организации промышленности, основанной на традиционных ценностях российского коллективного сознания. «С первых же дней революции рабочие захватным порядком провели 8-часовой рабочий день, фабрично-заводские комитеты и примирительные камеры; позднее ввели рабочий 4МЧураков Д. О. Революция, государство, рабочий протест Формы, динамика и природа массовых выступлений рабочих в Советской России. 1917-1918годы. М .,2004. с . 75. |