Проверяемый текст
Сергеев, Алексей Юрьевич; Совершенствование системы управления сельским хозяйством в региональном агрокомплексе (Диссертация 2004)
[стр. 33]

гда соответствующие функции четко распределены между конкретными исполнителями, выполняются при тесном взаимодействии руководителей, специалистов, технических исполнителей между собой и с трудовыми коллективами.
Вовлечение трудового коллектива в процесс управления важнейшее условие повышения эффективности функционирования производства.
Однако, с развитием рыночных отношений в аграрном секторе экономики и проведении в начале 90-х годов так называемых либеральных экономических реформ начала складываться негативная тенденция в структуре управления аграрного комплекса и прежде всего во взаимоотношениях сельского хозяйства, как основного его звена, с отраслями перерабатывающей промышленности и торговли.
Недостаточно продуманная и форсированная (в течение двух-трех лет) приватизация перерабатывающих предприятий АПК, вместо кооперации их с предприятиями сельского хозяйства привела к совершенно иному результату.
Предприятия перерабатывающей промышленности, обладая контрольными пакетами акций, что исключало активное вмешательство в их деятельность государства, получили реальную возможность стать локальными монополистами, устанавливать низкие цены на сельскохозяйственное сырье и высокие — на продукцию переработки, то есть увеличивать свою долю в структуре цен, складывающихся в розничной торговле на продукты питания, максимизируя, тем самым получаемую прибыль.
Предприятия торговли, в свою очередь, вовсе не производят никакой продукции, а, приобретая ее по относительно высоким сбытовым ценам
у переработчиков, получают свою долю прибыли, извлекая ее, образно говоря, из кошельков потребителей.
Парадоксальной, по замечанию Р.
Гумерова
[32], выглядит картина, когда перерабатывающая отрасль не заинтересована в увеличении закупок сельскохозяйственного сырья и в расширении объемов собственного производства, компенсируя прибыль повышением
[стр. 20]

20 ния экономических исследований, в которых взаимоотношения первой сферы с остальными, как правило, не анализируются.
Исследования в структуре АПК на региональном уровне ограничиваются сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственного сырья, сервисным обслуживанием, торговлей и материально-техническим снабжением, между которыми в регионе должны быть установлены тесная пропорциональная связь и взаимозависимость.
Каждый из названных блоковсфер в функциональном аспекте выступает в качестве комплексообразующего ядра.
Входящие в блок аграрные формирования (агрофирмы, агрокомбинаты и др.) находятся в тесной интеграционной связи.
Необходимо отметить, что в развитии функциональной структуры агропромышленного комплекса России при проведении с 1991 г.
либеральных экономических реформ начала складываться негативная тенденциянарушения
кооперативных начал во взаимоотношения названных блоков-сфер.
Речь идет, прежде всего, о взаимоотношениях с сельским хозяйством отраслей перерабатывающей промышленности и торговли готовой сельскохозяйственной продукцией, которые, как известно, непосредственно (в отличие от сельского хозяйства) связаны с потребительским рынком.
Недостаточно продуманная и * форсированная (в течении двух-трех лет) приватизация перерабатывающих предприятий АПК, вместо кооперации их с предприятиями сельского хозяйства, предполагаемой реформаторами, привела к иному результату.
Предприятия перерабатывающей промышленности, обладая контрольными пакетами акций, что исключало активное вмешательство в их деятельность государства, получили реальную возможность стать локальными монополистами, устанавливать низкие цены на сельскохозяйственное сырье и высокие на продукцию переработки, то есть увеличивать свою долю в структуре цен, складывающихся в розничной торговле на продукты питания, максимизируя, тем самым получаемую прибыль.
Предприятия торговли, в свою очередь, вовсе не производят никакой продукции, а, приобретая ее по относительно высоким сбытовым ценам


[стр.,21]

21 у переработчиков, получают свою долю прибыли, извлекая ее, образно говоря, из кошельков потребителей.
Парадоксальной, по замечанию Р.
Гумерова,
выглядит картина, когда перерабатывающая отрасль не заинтересована в увеличении закупок сельскохозяйственного сырья и в расширении объемов собственного производства, компенсируя прибыль повышением цен на свою продукцию, поступающую на потребительский рынок.
Вне всякого сомнения, что в подобной ситуации сельское хозяйство оказалось в тяжелом экономическом положении, что привело к значительному сокращению объемов сельскохозяйственного производства.
По данным, приведенным А.
Селезневым за период с 1990 г.
по 1999 г., посевные площади под зерновые культуры уменьшились с 63,1 млн.
га до 46,5 млн.
га, а валовые сборы зерна на 53 %.
Снизилось производство сахарной свеклы с 32,3 млн.
т до 15,2 млн.
т, семян подсолнечника на 20 %, молока почти на 30 %, яиц на 13 %.
Сокращение сельскохозяйственного производства, с закономерностью отразилось на уменьшении объемов производства в пищевкусовой, мясной и молочной промышленности.
Вместе с тем, низкий уровень доходов привел к вынужденному для значительной части населения сокращению объемов потребления продуктов питания, о чем свидетельствуют данные Всероссийского центра уровня жизни, приведенные в Российской газете от 11 мая 2001 г.
(табл.
1).
Подчеркнем, что речь идет не о снижении спроса, а о снижении потребления; известно, что это разные по своей сути понятия.
Таким образом, разбалансированность функциональной структуры АПК имеет не только негативные экономические, но и глубоко социальные последствия.
Выход из такого положения видится, прежде всего, в установлении прочных кооперативных отношений интеграционного типа между блок-сферой 2, в которую входит сельское хозяйство, и блок-сферами, включающими структурные звенья перерабатывающей отрасли (блок-сфера 3) и звенья отрасли сферы обращения, точнее реализации готовой продукции на потребительском рынке (блок-сфера 4).

[Back]