Именно в подлинной любви, являющейся в кипении жизненных сил, человек познает себя как личность, Другого как равного себе, обоих как изначально единое, но при этом, оставаясь личностью, способной к самораскрытию, главной целью которой является жизнеутверждение. Ведь любовь абсолютно противоположна понятию смерти, подлинная любовь всегда есть любовь к жизни. «Любви к жизни нет без вызываемого жизнью отчаяния», отметил А. Камю. Осознание, что индивидуальная жизнь неизбежно закончится смертью, это катализатор для зарождения осознанной и глубокой любви человека к жизни. Таким образом, любовь принадлежит к важнейшим характеристикам бытия. Можно даже сказать, что любовь перестраивает бытие, т. е. создает, формирует новые объекты. Любовь связующее звено любимого с любящим существом; возникновение любви есть онтологическая перестройка, а не только, и не столько субъективно-психическое переживание. Первичный смысл феномена любви состоит в том, что она есть завершенное стремление к «Ты» как подлинной, Яподобной реальности, открытие и усмотрение «Ты» как особого рода реальности и обретение в нем онтологической опорной точки. Любовь определяется, событируется в диалоге, поскольку она всегда направлена, интенциональна, где Я предполагает Ты, захватывая Ты своим бытием. Феноменальность любви Я необходимо предполагает Другого, его обязательнейшее присутствие. «Я не могу обойтись без другого, не могу стать самим собой без другого; я должен найти себя в другом, найдя другого в себе, во взаимоотражении, во взаимоприятии» . «Я» уже изначально-предзаданно, Я допускает в «свое» бытие Ты. Именно поэтому, мы утверждаем, что невозможно монологичное Я, в событии любви нет недиалогового бытия, диалог есть проявление любви, необходимая ее составляющая.«И лишь перед лицом возможного Ты-бытия... я обретаю собственное Я-бытие, обретаю возможность лица, собственного имени, 108 собственной судьбы, собственной вечности»171 Камю А. Любовь к жизни // Камю А. Изнанка и лицо. М.; Харьков, 1998., С. 67. БахтинМ.ОДостоевском//Эстетикасловесноготворчества. М., 1986. С. 332. АхуганА.НаполяхЯиТыпопыткавдуматься// Философия:впоискахонтологии. Самара, 1994. С. 65 |
но положительно, однако, играющий роль в Я-автономности статуса/: "... "ты" таит в себе опасность врага, вторгающегося в меня, стесняющего саму ВНУТРЕННЮЮ полноту моего непосредственного самобытия как такового. "Я" при этом испытывает страсть совершенно особого рода страх внутренней необеспеченности и именно в силу этого впервые осознает себя как ВНУТРЕННЕЕ самобытие..."1. И совершенно иной формой а оказываются отношения во втором случае: когда "... непосредственное самобытие узнает в "ты" успокоительную, отрадную ему реальность СХОДНОГО СРОДНОГО, РОДНОГО ему некую СВОЮ РОДИНУ, то есть реальность вне себя самого, внутренне ему тождественную"2, когда Я уже не рассматривает Ты как Оно, не боится Ты в его не-угрозе Я, стремясь и устремляясь к нему, видя в Ты родное, желанно-близкое существо, предвещающее Я сладкую тайну откровения Я, Ты, я и Ты, суть и сущность которой вытекает посредством феномена Любви. Феномен любви определяется событируется участием двух бытий, где Я предполагает Ты, захватывая Ты своим бытием. Никакие человеческие события не развертываются и не разрешаются в пределах одного сознания. Феноменальность любви Я необходимо предполагает положение /и взаимоположенность/ Другого, его обязательнейшее присутствие. "Я не могу обойтись без другого, не могу стать самим собой без другого; я должен> * найти себя в другом, найдя другого в себе /во взаимоотражении, во взаимоприятии/"3. "Я" уже изначальнопредзаданно допускаю в "свое" бытие Ты в невозможности моно -Я-монологичного, недиалогового бытия, становясь отчасти Ты, 1 Франк С. Л. Цит. соч. С. 364. 2 Там же. С. 366. 3 Бахтин М. О Достоевском // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 332. 122 "И лишь перед лицом возможного Ты-бытия... я обретаю собственное Я-бытие, обретаю возможность лица, собственного имени, собственной судьбы, собственной вечности"1. Любовь как подлинный диалог дает возможность каждому Я расширить свою позицию до БЫТИЙСТВЕННОСТИ: Я есмь и Ты есмь. В феномене любви Я и Ты полагаются как равноценные бытии в равной ценности статуса существования-бытия каждого Я. Любовь предполагает любовное приятие Ты безусловное, принципиально неутилитарное ни в каком отношении, "... мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном, испорченном человеке"1 его самого, ибо я принимает Ты априорно, с верой в Ты подлинное, безусловно узнавая, признавая, утверждая Ты-бытие. "Лишь на этом пути, через любовь, мои глаза раскрываются через "другого", "ты" и "ты" становится для меня "вторым я"3. В феномене любви Я обретает подлинность видения Ты иi K самого себя некий род основного, основательного Зрения ПРОЗРЕНИЯ, в подлинности смыслобытия коренящегося. Между тем, Я не только вбирает Ты-бытие в себя, но это и Встречное движение к Ты-бытию, к Ты-единственной позиции в мире благодаря акту трансценденции Я, выходу Я, истечению Я через позицию подвижности Я-центра. "Я не вбираю "ты" в себя, я, напротив, сам вступаю в него, "переношусь" в него, и это становится "м о и м" только на тот лад, что я сам сознаю с е б я принадлежащим ему"4. 123 1 Ахутин А. На полях "Я и Ты" /попытка вдуматься/ // Философия: в поисках онтологии. Самара, 1994. С. 65. 2 Франк С. Л. Цит. соч. С. 375. 3 Там же. 4 Там же. |