осуществленным... непосредственное самобытие, не теряя по существу своего единственного центра, становится все же подлинно двуцентричным —наряду с средоточием «Я» непосредственное бытие обладает средоточием «Ты» как своей собственной опорной точкой» . Таким образом, роль Ты в событии любви принципиально незаменимая и самоценная: Я неспособно укорениться в бытии принципиально другого Ты, задающего любовную доминанту существования. «Диалогическое исхождение из себя самого здесь совпадает с опытом вхождения извне в меня чего-то мне подобного... это явление встречи Ты именно и есть место, в котором впервые в подлинном 176 смысле возникает само Я» . Я по своей природе имеет потребность в дополнении, потребность в том, чтобы «опереться» что-либо иное, чем оно само. «К существу непосредственного самобытия необходимо принадлежит... трансцендирование, выхождение за пределы самого себя, переход через границы своей собственной области бытия. Ибо лишь когда оно овладеет чем-либо иным... оно приобретает прочную основу и его потенциальность может достигнуть прочности акту177 альности и тем самым своей подлинной цели» . Таким образом, в событии любви, проявляемом в диалоге, определяется совершенно иная, духовная установка Я-Ты отношений. Я и Ты, иначе статусно определенные, обретают не просто со-бытие, но принципиально иные, новые онтологические отношения —любовные отношения. Это отношения любовной взаимоположенности, где Я, обращенное к Ты, определяет Ты как свою часть; представляет Ты прежде всего через свое Я. Я узнает себя и через обращение Другого Я к моему Ты, Я и Ты, находятся в со-бытии на основе бытийственного Я-Тыотношения на началах любви. Ты является частью Я, определяя Ты как единственное в своем роде, незаменимое, Я определяет себя через акт Я-Ты внутренней идентификации. «Любовь по своему существу не есть просто «чувство», эмоциональное отношение к другому; первичный смысл феномена любви состоит в том, 110 175ФранкС.Л.Непостижимое. М., 1990.С.355 176Тамже. С. 371. 177Тамяк.С.355 |
Любовь это Я и Ты, движимые навстречу друг другу, встречающиеся во Встрече, сущностно реализующиеся, утверждающиеся в своей бытийной позиции; сущностное участие в бытии другого определенный род духовного опыта, особого уникально-ценного знания мира "любовное" знание мира знание, рождающееся в нас и вынашиваемое нами в глубине ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА знание, в котором как-то соучаствует все наше внутреннее существо. И одновременно актуализация /ежемоментная/ этого уникально-познанного. Любящий оптически соучаствует в бытии Ты в тайне другого бытия, обретая "сверхопорную в-бытии-"точку" существования Опору для своего бытия, бытийственно расширяясь посредством опыта обретения "сверх". "Недостижимое оказывается здесь осуществленным... непосредственное самобытие, не теряя по существу своего единственного центра, становится все же подлинно двуцентричным наряду с средоточием "я" непосредственное бытие обладает средоточием "ты" как своей СОБСТВЕННОЙ опорной точкой"1. ■ # Таким образом, роль Ты-Встречного незаменимо-самоценна: Я неспособно сыграть для себя самого в раскладе Я, статусно определенного как автономного, той решающей роли, которую играет принципиально другое Ты, оформляющее Ты, задающее любовную доминанту существования. "Диалогическое исхождение из себя самого здесь совпадает сопытом ВХОЖДЕНИЯ ИЗВНЕ в меня чего-то мне подобного... ЭТО ЯВЛЕНИЕ ВСТРЕЧИ С "ТЫ" ИМЕННО И ЕСТЬ МЕСТО, В КОТОРОМ ВПЕРВЫЕ В ПОДЛИННОМ СМЫСЛЕ ВОЗНИКАЕТ САМО "Я"2, "оно имеет потребность в ДОПОЛНЕНИИ или в том, чтобы ПРИСЛОНИТЬСЯ к чему /либо, ОПЕРЕТЬСЯ на что-либо иное, чем оно само/... К существу непосредственного самобытия необходимо принадлежит... ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ, выхождение за 124 *Там же. С. 371. 2Там же. С. 355. пределы самого себя, переход через границы своей собственной области бытия. Ибо лишь' когда оно овладеет чем-либо иным... оно приобретает прочную основу и его потенциальность может достигнуть прочности актуальности и тем самым своей подлинной цели"1. h Таким образом, определяется совершенно иная духовная конституция Я-Ты отношений в феноменальности Любви. Я и Ты, по-новому статусно определенные, обретают не просто "отношения в бытии", но качественно новые онтологические отношения любовные отношения "не ослабленные в смысле" /М. Бубер/, отношения любовной взаимоположенности, где Я, обращенное к Ты, включает Ты как часть себя; узнает Ты прежде всего через свое Я; Я узнает себя и через обращение Другого Я к моему Ты; Я и Ты, определившись статусно, спаиваются в синкретизме единственности единственно-уникального бытийственного Я-Ты-отношения /Ты становится Я-частью, растворяясь в Я как единственное в своем роде незаменимое Ты, узнает себя через акт Я-Ты внутренней идентификации/. Это сложный, богатый внутренний феномен, моментально милостиво определяющий сущностное бытие Я и Ты как любящих друг друга и живущих в смысле. "Любовь по своему существу не есть просто "чувство", эмоциональное отношение к другому; первичный смысл феномена любви состоит в том, что она есть актуализированное, завершенное трансцендирование к "ты" как подлинной, я-подобной, по себе и для себя сущей РЕАЛЬНОСТИ, открытие и усмотрение "ты" как такого рода реальности и обретение в нем ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ОПОРНОЙ ТОЧКИ ДЛЯ МЕНЯ"2. Приютившись в другом, я не растворяется в нем, не становится нумерическим повторением его жизни. Напротив, оно возвышается до постижения своей вненаходимости и 1Там же. С. 342-343. 2Там же. С. 374-375. 125 |