Фейербах явно критикует традиционные религии, утверждая, что всякий Бог — не что иное, как объективация человеческой личности. Он говорит, что религиозная вера противоречит принципам любви, ведь она делит людей на своих и чужих. Мыслитель уверен, что если любовь ограничена верой, то речь идет не о подлинной любви. Она может легко превратиться в ненависть, «ведь если я не признаю символа веры, то я выпадаю из сферы царства любви, (...) так как существование неверных оскорбляет Бога и является как бы сучком в его глазу. (...) Любовь сама по себе находится вне сферы веры, а вера —вне сферы любви. Но любовь является неверующей потому, что она не знает ничего более божественного, чем она сама...Истинная любовь себе довлеет...» Мыслитель, давая определения любви, считает, что у нее много взаимосвязанных, но разных значений. Это и «всеобщая любовь к человеку», и активное и эмоционально окрашенное ощущение нами внешнего мира, а потому она есть красноречивый критерий истинности наших знаний, «признак бытия». Любовь в философии Фейербаха —это и символ единства человека с человеком, «самоощущение рода», и стремление людей к совершенству. Здесь соединены субъективное и объективное, познавательное и предметное. Но такое расширительное толкование позволило Фейербаху превратить «любовь» в главную социологическую категорию. Он обожествляет самого человека, как и отношения людей между собой, выводя эти отношения из потребности «Я» и «Ты» друг в друге, их взаимонуждаемости, опять же, прежде всего, в смысле половой любви. А на это отношение он наслаивает как производственные вообще потребности людей в общении и совместной деятельности. По нашему мнению, такая трактовка любви, в которой «человек человеку бог» может быть оспорена. Дело в том, что эта установка предполагает, скорее дружбу всех людей между собой, общечеловеческое их единение, которое Фейербах называет «коммунизмом». Фейербах показал величие здоровой и безбрежной человеческой страсти. Его заслуга заключается в том, что он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей и 70 Фейербах JI. Сущность христианства // Фейербах JI. Избр. филос. произв.: В 2 т. М.: Политиздат, 1955. Т2. С.303-304 55 |
■ц верой, не подлинная любовь». Она может легко превратиться в ненависть, «ведь если я не признаю символа веры, то я выпадаю из сферы царства любви,(...) так как существование неверных оскорбляет Бога и является как бы сучком в его глазу. (...) Любовь сама по себе находится вне сферы веры, а вера вне сферы любви. Но любовь является неверующей потому, что она не знает ничего более божественного, чем она сама...Истинная любовь себе довлеет...» (299, 303304). «Любовь» имеет у Фейербаха много взаимосвязанных, но разных значений. Это и «всеобщая любовь к человеку», и активное и эмоционально окрашенное ощущение нами внешнего мира, а потому она есть красноречивый критерий истинности наших знаний, «признак бытия». Фейербахова любовь это и символ единства человека с человеком, «самоощущение рода», и стремление людей к совершенству. Здесь соединены субъективное и объективное, познавательное и предметное. Но такое расширительное толкование позволило Фейербаху превратить «любовь» в главную социологическую категорию. Он обожествляет самого человека, как и отношения людей между собой, выводя эти отношения из потребности «Я» И«Ты» друг в друге, их взаимонуждаемости опять же прежде всего в смысле половой любви. А на это отношение он наслаивает как производственные вообще потребности людей в общении и совместной деятельности. И хотя пока так дело обстоит далеко не всюду, но надо добиться того, чтобы был «человек человеку бог». Здесь речь идет уже не о любви, но о дружбе всех людей между собой, об общечеловеческом их единении, которое Фейербах называет «коммунизмом». Фейербах показал величие здоровой и безбрежной человеческой страсти. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей и поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии. Как говорят, он гуманизировал мировоззрение, а гуманизация не будет достаточно полной, если проблема любви обойдена. 57 |