должна бояться причиняемых ею страданий. «Любовь мужчины и женщины, любовь человека к человеку, подчеркивает философ, становится безбожной любовью, когда теряется духовная свобода, когда исчезает лик, когда нет в ней бес92 смертия и вечности» . Любовь не только побуждает личность к свободе, развитию и творчеству, но и открывает нам глаза на других личностей. «Любящий прозревает любимого через оболочку природного мира... Любовь есть путь к раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия» . Мыслитель отмечает, что творчество вообще есть положительное преодоление мира, что возможно в качестве «творческого повышения жизни», наполнения ее истинными ценностями, путем преображения. Ведь страсти могут быть «переработаны» в высшее качественное содержание жизни. Они дают начало для воплощения добродетели, нравственного начала жизни, без чего последние не могли бы существовать. В связи с этим вспоминается теория 3. Фрейда о преображении половой страсти путем сублимации в другие виды одухотворенноположительной деятельности. Или, например, переживания сильной эротической влюбленности, подлинного чувства любви заставляют человека по-иному относиться к физиологической половой потребности, удовлетворение которой происходит в преобразованной, очеловеченной, одухотворенной форме. Бердяев определяет любовь как универсальную энергию жизни, универсальную силу, обладающую способностью превращать злые страсти в добрые, в страсти творческие. Любовь способна преобразить любые недуховные человеческие страсти в положительные, одухотворенные, необходимые любому человеческому существу. Так, например, жажда познания, как любовь к истине, есть определенная любовная интенция, любовь к красоте, справедливости и т. д. Злые страсти преображаются, становясь творческими, только через Эрос. Рассматривая любовь как творческое начало, в рамках русской религиозной традиции, следует отметить, что русские мыслители подчеркивают, что любовь сама есть творчество, есть принятие человека как такового, признание его само62 92Губин В. Д. Любовь, творчествоимысльсердца// Философиялюбви.В2ч.М., 1990.Ч. 1.С.283 93Тамже. С.285 |
"отрицается", т. е. модифицируется в человеческое, одухотворенное "любовное поведение"). Подлинный смысл оправдания человеческой жизни В. Соловьев представил в трех видах (подвидах) триединой любви, конституирующих основах нравственности человека, эти три типа отношения к миру задают человеческому бытию нравственную вертикаль, являясь в то же время и внутренним механизмом восхождения любовь как действенно-бытийный творческий акт. Тема оправдания жизни творчеством ярко представлена и в философии еще одного знаменитого русского религиозного философа Н. Бердяевым. Он ставит вопросы как оправдания самого творчества, так и оправдания самого человека (антроподицея) через творчество. "... не творчество должно оправдывать, а творчеством должно оправдывать жизнь"1. Мир, злое начало может быть положительно преодолено в процессе творческого акта. Творчество вообще есть положительное преодоление мира, что возможно в качестве "творческого повышения жизни", наполнения ее истинными ценностями, путем преображения "...творчество характеристика деятельностная, процессуальная. Чтобы оправдать жизнь, сохранять и утверждать ее, оно должно воплотиться в ценностных основах жизни, в модусах Абсолюта, который характеризуется полнотой Истины, Добра и Красоты (В. С. Соловьев)"2. Творчество как положительное преодоление мира, преодоление греховного человеческого начала, телесных велений плоти, телесно животного порабощения человека, выраженного, в первую очередь, в его зависимости от половой страсти. 161 1 Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1989. С. 460. 2 Эйнгорн Н. К. Цит. соч. С. 57. / Между тем, страсти могут быть "переработаны” в высшее качественное содержание жизни. Они дают "сырой материал" для t воплощения добродетели, нравственного начала жизни, без чего последние не могли бы существовать. В связи с этим вспоминается теория 3. Фрейда о преображении половой страсти путем сублимации в другие виды одухотворенно-положительной деятельности. Что касаемо непосредственно состояния влюбленности и любви, то это тоже "преображенный эрос" (Вышеславцев Б. П.). Переживания сильной эротической влюбленности, подлинного чувства любви заставляют человека по-иному относиться к физиологической половой потребности, удовлетворение которой происходит в преобразованной, очеловеченной, одухотворенной форме. Н. Бердяев определяет любовь как универсальную энергию жизни, универсальную силу, обладающую способностью превращать злые страсти в добрые, в страсти творческие. Любовь способна преобразить любые недуховные человеческие страсти в положительные, одухотворенные, необходимые любому человеческому существу. Так, например, жажда познания как любовь к истине есть определенная любовная интенция, любовь к красоте, справедливости и т. д. Злые страсти преображаются, становясь творческими, только через эрос. Но "... Любовь, как добрые дела, полезные для спасения души, не может быть источником творчества, творческого отношения к жизни, не может быть излучением энергии, дающей жизнь и просветляющей жизнь. Любовь есть не только источник творчества, но сама любовь к ближнему, к человеку есть уже творчество..."1. Любовь сама есть творчество, есть принятие человека как такового, признание его самоценности и признание в нем Бога. Любовь всегда конкретно-индивидуальна, не отвлеченна: любовь всегда любовь к личности, утверждение этой личности, 162 1 Бердяев Н. Цит. соч. с. 127. |