Проверяемый текст
Пятилетова, Людмила Владимировна. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни (Диссертация 1999)
[стр. 63]

ценности и признание в нем Бога.
Кроме этого, любовь всегда конкретноиндивидуальна, не может быть отвлеченной любовью, всегда направлена на сущность другого.
При этом, любовь —не только универсальная сила, дающая начало всему сущему, но это еще и любовь к личности, утверждение безусловной ценности этой личности, утверждение ее в вечности и видение этой личности в Боге.
Любовь как творческий акт есть утверждение личности любящего человека.

Безусловно, подлинное чувство любви состоит в соединении душ, в братстве, в содружестве, в образовании третьего начала, а не только в делании добра.
Ведь человек, совершающий добро, может чувствовать себя единично, одним, не чувствуя и не нуждаясь в другом.

Любовь как творческий акт тесно связана и с моментом плодотворности соединения мужского и женского начала.
Именно так происходит рождение человека
—существа, рождающего и творящего одновременно, так как он не бесполое существо, но устремленное к полноте и цельности, к андрогинному «первоначальному» образу.
Поэтому одна из
задач человеческой жизни —в преобразовании половой энергии в энергию любви.
П.
Флоренский, придавая «творчеству» целостный характер, определяет его так: «Жизнь есть творчество» .
Русские религиозные философы считают, что Бог обладает правом на абсолютное творчество, а человек, являясь «образом и подобием Божьим», способен лишь к относительному творчеству.
Но роль его велика и оно необходимо любому
человеческому существу для того, чтобы творить —продолжать творение Божье, «обожать», очеловечивать природный мир.
B.C.
Соловьев, обосновывая необходимость божественного и человеческого творчества, использует принцип: «Имея все в себе, сущее не может хотеть произвести что-нибудь существенно иное оно может хотеть только свое собственное содержание иметь как другое.
В этом состоит всякое творчество...
как художник, объективируя свое содержание или делая его внешним, не теряет его как внутреннее, так и абсолютно-сущее в своем проявлении не перестает пребывать само
63 94ФлоренскийП.А.
Столпиутверждениеистины:опытправославнойтеодицеив 12письмах.Т.
1.Кн.
1-2 М., 1990.С.
196.
[стр. 163]

утверждение ее в вечности и видение этой личности в Боге.
Любовь как творческий акт есть утверждение личности любящего человека.

Подлинное чувство любви состоит в соединении душ, в
ь братстве, в содружестве, в образовании третьего начала, а не только в делании добра.
Ведь человек, совершающий добро, может чувствовать себя единично, одним, не чувствуя и не нуждаясь в другом.

Творческий акт любви тесно связан и с моментом плодотворности соединения мужского и женского начала.
Именно так происходит рождение человека,
но рождение человеческой личности от любви Божественной, личность продукт Божьего творчества, божественного момента единения душ.
Поэтому человек существо, рождающее и творящее одновременно, так как он небесполое существо и существо, разорванное, а потому устремленное к полноте и цельности, к андрогинному "первоначальному" образу.
Поэтому одна из
оправдывающих задач человеческой жизни в преобразовании половой энергии в энергию любви.
Сублимация "бессознательных половых влечений" возможна на путях творчества, в том числе путем подлинной, то есть творческой любви.
Глубинной же основой сублимации выступает аскетическая практика, положенная также в "практику" настоящего чувства любви, в "механизм" любовного действия, "в искусство любви".
Б.
П.
Вышеславцев отмечает, что феномен сублимации ярко противопоставляет христианскую аскетику нехристианской (индийской, неоплатонической, гностической, стоической), где, собственно, сублимации нет, но есть отрешение, "не спасение мира, а спасение от мира...
Для отрешенной аскетики...
преображение души и тела и воскресение есть бессмыслица.
Низшее (тело, страсти, эмоции, подсознание, природа, космос) не "спасается", не формируется и не сублимируется здесь, а отсекается...
Христианская этика...
есть этика сублимации.
Ее задача есть 163

[стр.,164]

164 всеобщее спасение...
сублимация, возвышаясь над природой, природу не уничтожает, но восполняет, преображает и усовершает...
1,1.
, 4 V Христианский аскетизм выступает не как цель, а как средство достижения цели.
Как пишет С.
Л.
Франк, "цель есть • • полнота жизни...
В бескорыстной, самюотверженной любви осуществляется сочетание отречения от мира и служения миру...
Установка преодоления личного эгоизма, установка самоотверженного любовного служения людям и спасения мира немыслима иначе, как через преодоление человеком земной, мирской его природы, через подъем души к Богу и укоренение в Боге .
Целью всякого аскетизма является "спасение души" через самоотречение и страдание, но лишь в христианстве "спасение души" таково, что оно является одновременно и "спасением мира", будучи немыслимым вне последнего.
^ *.
: ' # Ь .
Творчество как процесс, направленный на достижение должного", имеет непосредственное отношение к духовности.
П.
Флоренский, придавая "творчеству" целостный характер, определяет его так : " Жизнь есть творчество"3.
Русские религиозные философы считают, что Бог обладаетi правом на абсолютное творчество, а человек, являясь "образом и подобием Божьим", способен лишь к относительному творчеству.
Но роль его велика и оно необходимо любому
1 Вышеславцев Б.
П.
Этика преображенного эроса.
Проблемы Закона и Благодати // Этика преображенного эроса.
М., 1994.
С.
49 50.
2 Франк С.
JI.
С нами Бог.
Три размышления // Духовные основы общества.
М., 1992.
С.
331 332.
3 Флоренский П.
А.
Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи в 12 письмах.
Т.
1.
Кн.
12.
М., 1990.
С.
196.


[стр.,165]

человеческому существу для того, чтобы творить продолжать творение Божье, "обожать", очеловечивать природный мир.
В.
С.
Соловьев, обосновывая телеологическу необходимость божественного и человеческого творчества, использует трансцендентный принцип: "Имея все в себе, сущее не может хотеть произвести что-нибудь существенно иное оно может хотеть только свое собственное содержание иметь как другое.
В этом состоит всякое творчество...
как художник, объективируя свое содержание или делая его внешним, не теряет его как внутреннее, так и абсолютно-сущее в своем проявлении не перестает пребывать само
в себе"1.
Человек как творец в любом виде творческого проявления, в том числе в одном из фундаментальных видов творчества творчество жизни, творчество отношений выявляет свою сущность и актуализирует ее, устремляясь тем самым к бесконечной полноте бытия.
"Путь к полноте бытия есть путь творчества"2.
Творческая любовь выступает как духовное делание, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, будучи поглощенным своим предметом.
С этим моментом связан факт трагичности творчества, творческой любви: творчество в земной жизни человека никогда не достигает своих целей.
Существует огромная разница, глубокая противоположность между творческим замыслом, вдохновением и материальным воплощением, объективным результативным продуктом творчества.
Пытаясь преодолеть застарелый метафизический дуализм "духа" и "плоти", В.
Соловьев считал неразрывную внутреннюю 1 Соловьев В.
С.
Философские начала цельного знания II Соч.: В 2 тт.
М.
1990.
Т.
2.
С.
255.
2 Бердяев Н.
А.
Я и мир объектов.
Опыт философии одиночества и общения.
// Философия свободного духа.
М., 1994.
С.
248.
165

[Back]