64 в себе» . Человек как творец в любом виде творческого проявления, в том числе в одном из фундаментальных видов творчества —творчество жизни, творчество отношений выявляет свою сущность и актуализирует ее, устремляясь тем самым к бесконечной полноте бытия. «Путь к полноте бытия есть путь творчества»96. Творческая любовь выступает как духовное делание, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, будучи поглощенным своим предметом. С этим моментом связан факт трагичности творчества, творческой любви. Существует огромная разница, глубокая противоположность между творческим замыслом, вдохновением и материальным воплощением, объективным результативным продуктом творчества. Человек единственное существо в мире, которое в силу присущей ему способности к любви может достичь бессмертия — полноты жизни. Путь достижения бессмертия, являясь функциональной стороной духовности, отождествляется с жизненным подвигом, самоотверженной любовью-творчеством. Любовь как творческий акт и творчество основные качественно-ценностные виды деятельности, являющиеся одновременно и отношением человека к самому себе и миру. Любовь в большей мере выражается как «отношение», а творчество как «деятельность», но любовь как творческий акт предстает как «деятельное отношение». следует минанты в саморегулировании бытия, соотносится с синхронией, в том плане, что ритмичности выступает предпосылкой любви, любовь же выполняет организующую функцию, на всех структурных уровнях бытия. Понимание любви в настоящем исследовании созвучно понятию ритма, как универсальному свойству движения и развития, который организует консолидацию частей целого в напряженном движении. Функциональность любви представлена в рамках реляционного 95СоловьевВ.С.Философскиеначалацельногознания//Соч.: В 2 тт. М., 1990. Т. 2. С. 255. 96Бердяев,Н.А.Яимиробъектов.Опытфилософииодиночестваиобщения//Философиясвободногодуха М, 1994. С. 248. |
человеческому существу для того, чтобы творить продолжать творение Божье, "обожать", очеловечивать природный мир. В. С. Соловьев, обосновывая телеологическу необходимость божественного и человеческого творчества, использует трансцендентный принцип: "Имея все в себе, сущее не может хотеть произвести что-нибудь существенно иное оно может хотеть только свое собственное содержание иметь как другое. В этом состоит всякое творчество... как художник, объективируя свое содержание или делая его внешним, не теряет его как внутреннее, так и абсолютно-сущее в своем проявлении не перестает пребывать само в себе"1. Человек как творец в любом виде творческого проявления, в том числе в одном из фундаментальных видов творчества творчество жизни, творчество отношений выявляет свою сущность и актуализирует ее, устремляясь тем самым к бесконечной полноте бытия. "Путь к полноте бытия есть путь творчества"2. Творческая любовь выступает как духовное делание, в котором человек забывает о себе, отрешается от себя в творческом акте, будучи поглощенным своим предметом. С этим моментом связан факт трагичности творчества, творческой любви: творчество в земной жизни человека никогда не достигает своих целей. Существует огромная разница, глубокая противоположность между творческим замыслом, вдохновением и материальным воплощением, объективным результативным продуктом творчества. Пытаясь преодолеть застарелый метафизический дуализм "духа" и "плоти", В. Соловьев считал неразрывную внутреннюю 1 Соловьев В. С. Философские начала цельного знания II Соч.: В 2 тт. М. 1990. Т. 2. С. 255. 2 Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Философия свободного духа. М., 1994. С. 248. 165 1 ? v ч . . L " A . связь и непрерывное взаимодействие между "духовной" и "плотской" сторонами человеческого бытия единым процессом. Два требования самосохранение духа от плоти и осуществление духа в плоти не могут совершаться в полной изолированности друг от друга. Они неизбежно переходят одно в другое. Дух может ограждаться от захватов плоти лишь на ее же счет, следовательно, отчасти осуществляясь в ней, а вместе с тем, осуществление духа возможно лишь только при постоянных волевых усилиях самосохранения его от плотских покушений на его самостоятельность и независимость. Весь этот процесс видится В. Соловьевым в трех главных моментах: 1. различение духа от плоти, выраженное во внутреннем содержании каждого; 2. достоверное, реально-действительное отстаивание духом своей независимости; 3. преобладание духа над природой, достигнутое путем нравственного самосовершенствования человека, выраженного в его творческом "любовном" отношении к действительности. Власть духа над плотью делает человека более свободным в выборе добра и дает больше возможностей для реализации "должного". Человек единственное существо в мире, которое в силу присущей ему способности к любви может достичь бессмертия полноты жизни. Путь достижения бессмертия, являясь функциональной стороной духовности, отождествляется с жизненным подвигом, самоотверженной любовью-творчеством. Любовь является высшим проявлением человеческого духа. Все содержание нашей жизни зависит от того, ЧТО МЫ ЛЮБИМ, к чему мы стремимся, КАК МЫ ЛЮБИМ собственно, любим ли вообще. Легче всего человеку выйти за пределы своей "самости" путем любви к безличным, отвлеченным ценностям, становящимся порой пустыми непреложными абстракциями к истине, добру, красоте, справедливости ... Но наиболее трудная задача в умении ПОЛЮБИТЬ КОНКРЕТНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Я, чужое или свое. Трудность подлинной любви к ближнему с особой силой изображал 166 богочеловеческая жажда...'". Несомненно, что любовь является непреходящей общечеловеческой ценностью. Не случайно и то, что она является вечной темой искусства всех времен и народов. Поэтому плоджотворная духовность всегда включает в себя любовь. Духовность как понятие включает в себя не только ценностное содержание сознания, но также и ценностное содержание деятельности. В русской религиозной философии духовность выступает обязанностью человека по отношению к сфере "должного", по отношению к долгу перед становлением собственной личности. Функция человека духовность сознательно-волевая деятельность, направленная на преобразование субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего) мира в соответствии с ценностной стороной сознания. Любовь как творческий акт и творчество основные качественно ценностные виды деятельности, являющиеся одновременно и отношением человека к самому себе и миру. Любовь в большей мере выражается как "отношение", а творчество как "деятельность", но любовь как творческий актф предстает как "деятельное отношение". X. Ортега-и-Гассет определяет любовь как самодостаточную деятельность, направленную на любой объект, одушевленный или неодушевленный. Будучи эмоциональной деятельностью, она отличается от заведомо "пассивных" чувств# таких как радость, грусть, строящихся исключительно на "бездеятельном" переживании, это "состояния", которые могут побудить к действиям. Любовь же " не просто "состояние", но деятельность в направлении любимого... в самой природе любви заложена потребность человека преодолеть границы своего "я" в стремлении к тому, что он любит"*, но не только преодоление ■ 1 Вышеславцев Б. П. Цит. соч. С. 46. 2 Ортега и Гассет X. Цит. соч. С. 375. 168 |