которые, пронизывая друг друга, утверждаются одно в другом и складываются в одну и ту же волю» . Любовь делает того, кто любит частью, которая одновременно есть и целое. Учитывающая конкретное бытие, любовь предстает как высшая категория, как непосредственное выражение единства: если мы хотим видеть мир гармоничным целым, необходимо видеть в нем произведение любви. Таким образом, любовь и добро явления из области Абсолютного, Совершенного, Истинного, Божественного, это безусловные начала не только жизни человека, но и всеобщего бытия, его фундамент, основа, пролог и эпилог. Добро высший идеал, к которому устремлен мир. Любовь сам внутренний подъем, она представляет собой процесс реализации, достижения и воплощения добра. Любовь дает не просто понятие о добре, но и проживание, живое знание добра, выраженное в его осуществлении. Именно потому, что между всесовершеннейшим Добром и обычной земной жизнью устанавливается совершенная связь —активная любовная связь —умение любить и ответствовать любви. Любовь позволяет человеку достичь иного способа бытия, иного модуса существования, через избирательность бытие с Другим, со-бытие в любви. Это тот тип взаимоотношений, тот тип связи, взаимоположенности, со-присутствия, где единение, полнокровное, непрерывное, настоящее, только и возможно. При этом, необходимо поставить вопрос относительно того, чем любовь отличается от других форм избирательности в мире, например, от симпатии. Ведь симпатия это тоже определенная предрасположенность, тяготение. Симпатия может быть определена как аффективное состояние, в котором существа отождествляются в общем порыве, можно сказать, что симпатия является первым этапом любви. Симпатия порождает естественную привязанность, желание общаться. Это —особое проявление эмоционального взаимодействия людей. У симпатии, при этом, есть и другие, не менее важные, аспекты. Ее сущность отличает многосторонность и противоречивость. Для того, чтобы проявилась симпатия, требуется определенное сходство и общность интересов, воспитания, жизненных ситуаций. В симпатии выявляется врожденная социальность челове97Мадинье Г. Сознание и любовь. Очерк понятия «Мы». М.: Мысль, 1995. С. 47 67 |
предельно-фундаментальных способов связи, способов бытия с Другим отношения ЛЮБВИ, незаменимые, никакими другими родами отношений, уникально-неповторимые, раздвигающие жизненные горизонты отдельной личности до беспредельности. I Любовь помогает человеку достичь иного способа бытия, иного модуса существования бытие с Другим через ЕДИНЕНИЕ. Это тот тип взаимоотношений, тот тип связи, взаимоположенности, со-присутствия, где Единение, полнокровное, непрерывное, настоящее, только и возможно. Вне зависимости от того, рядом тот, кого желаешь, либо далеко. Стремление к единству, к единению одна из главных страстей человека, его "бытийная страсть", насущно-жизненная потребность, без удовлетворения которой жизнь переживается болезненно, она именно не проживается, а переживается, когда каждый единый момент жизненного цикла не наполнен смыслом, пуст, механичен, не нужен... бытийно не востребован. "Это страстное стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений. Это самая главная страсть, это сила, которая скрепляет в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род"1. Единение с необходимостью должно носить подлинный характер, когда индивид действительно Един бытийно родственен с Другим. Эта связь неискоренима, она захватывает всего человека полностью, она непреходяща. Она вечна и неподменима. Подлинное единение достигается в Любви как самоценном акте бытийно-сущностного соприсутствия, не требующего постоянного возобновления /как в прочих видах поведения, направленных на решение проблемы одинокого бытия/, утверждения себя. Отношение истинной любви представляет собойJ направленность сути одного человека к сути Другого. В этом состоит ее "вечность". 1 Там же. С. 119. антиномичная, возможно опасная, так как в ее решении человек 1 может не раз зайти в тупик, впасть в отчаяние, усомниться в самом добре, что характернодля решения проблемы, связанной с другой категорией нравственной философии, основным этическим понятием, неизбывно присутствующим в творчестве русских философов мыслителей, любовь. Эти категории, понятия, бытийные силы онтологически неразрывны. Добро явление из области Абсолютного, Совершенного, Истинного, Божественного, это безусловное начало нравственной жизни, ее фундамент, основа, пролог и эпилог. Добро — высший идеал, к которому человеческий мир устремлен. Добро не от мира, не от человека, оно от Бога. Поэтому человек всем своим существом устремлен в мир "за бытийный", ища добро не только в глубинах собственной природы, но и устремляясь в его поисках ввысь к абсолютному добру. Любовь сам внутренний подъем, сам способ самосовершенствования и усовершенствования, таким образом, земной жизни. Любовь представляет собой ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ, ДОБРА. "Чтобы получить откуда бы то ни было силы для исполнения добра, необходимо иметь понятие о добре, иначе его действие будет только механическим действием. И несправедливо, будто бы вся ценность добра в факте его исполнения: важен и ОБРАЗ исполнения"1. Любовь дает не просто понятие о добре, но и проживание, живое знание добра, выраженное в его осуществлении. Именно потому, что между всесовершеннейшим Добром и обычной земной жизнью устанавливается СОВЕЩЕННАЯ связь активная любовная связь, жизнь получает нравственный смысл и обретает достоинство. Следовательно, нравственный смысл жизни состоит в том, чтобы ДОСТИГАТЬ этой совершенной связи с добром, ...................................................................... т 1 Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственнаяь философия. М., 1996. С. 60. 71 |