Проверяемый текст
Пятилетова, Людмила Владимировна. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни (Диссертация 1999)
[стр. 69]

Любовь, во всех случаях, выступает способом преодоления духовной самоизоляции, экзистенциального одиночества.
Любовь соединяет, гармонизирует отношения в мире, кроме этого, любовь предполагает рассмотрение Другого как части меня самого.
Поэтому она способна открыть Другого, она дает возможность более глубокого познания окружающего мира, мира людей и мира природы.
«Смотрящий на мир добрыми глазами увидит больше, утверждал Т.Манн» .
Мысль его созвучна идее Достоевского о «познающей любви» и о «любящем познании».
Есть все основания говорить о познавательной продуктивности любви.
Когнитивный аспект любви, определяющий ее познавательную продуктивность, связан, в первую очередь, с тем, что познание реализуется не одним только разумом, а всей совокупностью душевных сил.
Стоит отметить, что такого рода познание возможно лишь при наличии эмоционального отношения, эмоционального мотива, питающего энергией познавательный процесс.
Подчеркнуто нейтральное, равнодушное, безэмоциональное отношение к миру не способно дать импульс к познанию.
Необходимо сделать вывод, что познание осуществимо лишь при условии эмоционально-позитивного отношения человека к самому себе и к миру.
Наибольшей мерой позитивности и является любовь.
При этом, неравнодушное отношение к миру, возникает не только на основе любви, но и на основе ненависти.
Действительно, ненависть может служить мощнейшим стимулом к познанию и пониманию реальности.
Но ненависть не обладает собственным энергетическим источником, она может питаться только за счет любви.
«Истощающее отрицание не оставляет места для положительного творчества»100, отмечал Н.Бердяев.
Ненависть истощает человека в духовном, а часто и в самом непосредственном, физическом смысле.
Люди, вступающие в пространственно-временной континуум любви, любовных отношений, выходят за рамки собственного единичного бытия, за ограниченные пределы собственного мира, включая в пространство своего бытия мир Другого, также —не автономно бытийствующего, но каким-то образом относящегося к
69 99Шаповалов В.Ф.
Социальный смысл любви // Философия и общество, № 2.
2011, С.
45 100Бердяев Н.А.
Смысл истории., М., 1990.
С.
134.
[стр. 102]

жизненной перспективы, жертва жизнью.
Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь"1.
С.
JI.
Франк убежден, что самоотверженная любовь, которая в христианстве считается единственно подлинной любовью, "есть путь жертвенности, добровольного принесения себя в жертву"2.
У человека с развитым самосознанием острота жизни связана с напряженностью личностного начала.
"И, тем не менее, религиозно утверждая свою личность, мы должны согласиться ею пожертвовать, потерять свою душу, чтобы спасти ее от самости и непроницаемости, открыть ее радости и любви-смирения.
То больное, люциферическое "я", которое сознает себя в противопоставлении к всяком другому "я" как к "не-я", должно приобрести с ним совместимость и тем получить положительное, а не отрицательное определение.
Если формула первого: "я" есть не "не-я", и "я" больше всякого "не-я", то формула второго: "я" есмь "ты", "он", "мы", "вы", "они".
ч Любящая личность постигает, вступая в иное бытие духовное, где находит преображенную общность людей духовную, русские религиозные философы именуют ее "богочеловечеством", М.
Бубер отношением Я-Ты.
Речь идет об одном и том же, и разные наименования в данном случае не исключают друг друга.
Люди, вступающие в пространственно-временной континуум Любви, любовных отношений, выходят за рамки собственного единичного бытия, за ограниченные пределы собственного мира, включая в пространство своего бытия мир Другого, также не автономно бытийствующего, но каким-то образом относящегося к
1 Бердяев Н.
А.
Спасение и творчество // Философия творчества, культуры, искусства.
В 2 тт.
М., 1994.
Т.
1.
С.
207) .
2 Франк С.
Л.
С нами Бог.
Три размышления // Духовные основы общества.
М., 1992.
С.
339.
102 i

[Back]