Проверяемый текст
Пятилетова, Людмила Владимировна. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни (Диссертация 1999)
[стр. 75]

Обратимся к классификации Я-Ты-отношений, которую предложил К.
Ясперс, он выделил четыре уровня отношений Я к Ты.
На первом уровне
Я выступает исключительно как человек, как биологическое существо.
Здесь мыслитель имеет в виду эмпирическое Я, которое стремится к удовлетворению своих потребностей, заботящееся исключительно о нуждах собственной природы —тела, соответственно выстраивает для себя и другого, выступающего для Я всего лишь средством для реализации утилитарного Я.
На втором более высоком уровне —Я, человек,
предстает уже как мыслящее существо, Я как сознание вообще.
Общение этого уровня более
полное, но также скудно и в сравнении с возможным подлинным.
На этом уровне Я
осознает себя носителем знания, равным по статусу Ты, но отличающимся от Ты их усвоенным количеством.
Общение Я и Ты представляет собой, таким образом, «обмен мыслями».
Третий уровень
представляет человека как социальное существо, когда человеческое Я выходит на уровень Духа.
Это еще более высокий уровень общения, равно как и осознания себя как целого .
Три выделенные уровня, по мнению Ясперса, —при их несомненной, незаменимой, значимости в
определении человеческого существа не охватывают все его целиком, не затрагивают самых глубоких и интимных сторон души.
Наиболее глубокий уровень Я-отношения
четвертый.
Ясперс называет его экзистенцией— экзистенциальной коммуникацией.
Именно это высший, необходимый, единственно возможный тип общения, носящий и придающий общению характер качественности подлинное общение, способ обретения Я самого себя.
Мыслитель пишет, что экзистенция «опирается на них как на свои предпосылки.
Три низшие типа общения наиболее часто встречаются в нашем сознании.
Бывает, мы завидуем некоторым людям, которые непрестанно и легко заводят с кем-нибудь разговоры, однако обильная общительность еще не
означает подлинной глубины коммуникации, возможно, даже и обкрадывает нас» .
Человек «должен, исходя из собственно независимости, овладеть механизмом своего существования...
должен осуществить в коммуникации связь самости с
75 108См: ДемидовА.
Б.
Феноменычеловеческогобытия.
Минск, 1997.
С.100
109Тамже.
С.101
[стр. 106]

106 относится к каждому Ты как к единственному Я, поэтому отношения типа Я-Оно, при условии, если они не являются самодовлвюшб единственными в своем проявлении, безусловно, "имеют место быть" в качестве "разрядки" смысловой для "чистоты" в явлении Смысла.
Как писал М.
Бубер, наше Я существует не само по себе, а только в соотнесении с чем-то.
В одних случаях отношения относительно и в связи с Ты, в других с Оно, что обнаруживает двоякость видения, ощущения и про-живания Мира /и себя/.
"Мир ОНО для Я это о б ъ е к т ы познания, противостоящие субъекту и равнодушные к нему..
?! 1 Таким образом, объективность во взгляде на мир/если она выступает в качестве единственного способа мироотношения/ не размыкает горизонты Я-бытия, а наоборот, суживает, локализует человека во всеобщем бытии, не носящим характер качественного -подлинного.
О возможности определения бытия определенности Я-бытия говорит и М.
Бахтин: только через Диалог, подразумевающий присутствие Ты, возможна подлинность бытия /Я и Ты/.
Причем Диалог не просто "общение", а диалог истинный, настоящий.
К.
Ясперс выделил и проименовал /что представляется одной из полных проясняющих картин взаимоотношений Я/ четыре уровня отношений Я к Ты.
На первом уровне
человек выступает исключительно как биологическое существо.
Эмпирическое Я, стремящееся к удовлетворению своих потребностей, заботящееся исключительно о нуждах собственной природы тела, соответственно выстраивает для себя и Другого, выступающего для Я всего лишь средством для реализации утилитарного Я.
На втором более высоком уровне Я /человек/
предстаёт уже как мыслящее существо.
Я как сознание вообще.
Общение этого уровня более
Демидов А.
Б.
Феномены человеческого бытия.
Минск, 1997.
С.

106.


[стр.,107]

полное, но также скудно и обделенно в сравнении с возможным подлинным.
На этом уровне Я
/уже и всего лишь/ осознает себя носителем знания, равным по статусу Ты, но отличающимся от Ты их усвоенным количеством.
Общение Я и Ты представляет собой, таким образом, "обмен мыслями".
Третий уровень
презентирует человека как социальное существо, когда человеческое Я выходит на уровень Духа.
Это еще более высокий уровень общения, равно как и осознания себя как целого.
Три выделенные уровня, по мнению Ясперса, при их несомненной, незаменимой, значимости в
конституировании человеческого существа не охватывают все человеческое существо целиком, не затрагивают самых глубоких и интимных сторон души.
Наиболее глубокий уровень Я-отношения
четвёртый э к з и с т е н ц и я экзистенциальнаяч коммуникация.
Как высший, необходимый, единственно возможный тип общения, носящий и придающий общению характер качественности подлинное общение, способ обретения Я самого себя.
"Она /экзистенция П.
Л./ опирается на них как на свои предпосылки.
Три низшие типа общения наиболее часто встречаются в нашем сознании.
Бывает, мы завидуем некоторым людям, которые непрестанно и легко заводят с кем-нибудь разговоры, однако обильная общительность еще не
значает подлинной глубины коммуникации, возможно, даже и обкрадывает* нас'".
Человек "должен, исходя из собственно независимости, овладеть механизмом своего существования...
должен осуществить в коммуникации связь самости с
самостью"2, что представляется возможным только при активно-смысловом усилии 1 Там же.
С.
101.
2 Ясперс К.
Духовная ситуация нашего времени // Смысл и назначение истории.
М., 1994.
С.
399.

[Back]