самостью» , что представляется возможным только при активно-смысловом усилии Я: «... самобытие возможно лишь в напряжении» . Я имеет запас активной возможности «быть», задача Я заключается в реализации этой возможности, если же Я отворачивается от неё, блокирует свой собственный потенциал, то, по словам С.Л. Франка, Я предает свои собственные возможности себя, собственную судьбу, не будучи, таким образом, в бытии, не укореняясь в нём. «Быть дей76 ствительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остается условием собственного существования» условием самоосуществления, реализации ответственности в бытии, обретение уверенности в своем бытии искренности бытия. Итак, у человека есть выбор: ответствовать, при этом получая отклик бытия в своем бытии, или же оставаться безучастным, безответным, не получающим ответ, живя случайно-условным, преходящим существованием. Почему же так значима и актуальна роль Я, претендующего на универсальную бытийную меру? Отвечая на этот вопрос, хочется обратиться к позиции И.Г. Фихте, который утверждал первенство Я, в смысле исходности Я в искании всего, что дано в мире, ведь, по его словам, именно через Я входят порядок и гармония в мир, который изначально является мертвой и бесформенной массой. «Через Я утверждается огромная лестница ступеней от лишая до серафима, в нем система всего мира духов, и человек имеет право ожидать, что закон, который он дает себе и этому миру, должен иметь силу для него. В Я лежит важное ручательство, что от него будет распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с продвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной» . При этом, «... есть множество людей в нашу эпоху, они составляют, может быть, большинство, которым, по крайней мере, при обычном течении жизни, даже и в голову не приходит, что подлинная основа их бытия есть... глубинный слой, обнаруживающийся в том, что мы называем духов110ЯсперсК Духовнаяситуациянашеговремени// Смыслиназначение истории. М., 1994. С. 399. 111Тамже. С. 400 Речь о достоинстве человека //ФихтеиконецXXвека,Уфа, 1992. С. 7. 113Там же. С. 7. |
Я: "... самобытие возможно лишь в напряжении"1, я обладает пред-заданным запасом активной потенции "быть"/ и если я не реализует/ отворачиваясь/ от неё, блокирует свой собственный потенциал, то, по словам С. JI. Франка, Я предаёт свои собственные возможности себя, собственную судьбу, не будучи, таким образом, в бытии, не укореняясь в нём. "Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остаётся условием собственного существования"2 условием само-осуществления, реализации ответственности в бытии, обретение уверенности в своем бытии искренности бытия. Итак, человек может выбрать: ответствовать / и получать ответ-отклик бытия/ в своем бытии либо бытьт безучастным, безответным, не получающим ответ, живя случайно -условным, преходящим существованием. Почему же так значима и актуальна роль Я, претендующего на универсальную бытийную меру? В ответе на этот вопрос вспоминается позиция И. Г. Фихте, утверждающая первенство Я в смысле исходности Я в искании всего проблемно данного, ведь, по его словам, именно через Я входят порядок и гармония в мир, в мертвую и бесформенную массу. "Через я утверждается огромная лестница ступеней от лишая до серафима, в нём система всего мира духов, и человек имеет право ожидать, что закон, который он дает себе и этому миру, должен иметь силу для него. В я лежит важное ручательство, что от него будет распространяться в бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с продвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной"3. 10S 1 Там же. С. 401. 2 Там же. 3 Речь о достоинстве человека // Фихте и конец XX века.* Уфа, 1992. С. 7. Однако, "... есть множество людей в нашу эпоху, они составляют, может быть, большинство, которым, по крайней мере, при обычном течении жизни, даже и в голову не приходит, что подлинная основа их бытия есть... глубинный слой, обнаруживающийся в том, что мы называем духовной жизнью"', забвеющие собственную Я-самость, равнодушные к себе, отчужденные, утверждая, манифестируя Я-бытием "прострацию смысла" отстраненность в бытии. Но автономия Я не означает глубины Я, полноты Я и самодостаточности. Я автономное выделенная область, сфера бытия, выделенное "место" для становления бытия. "Субъект есть... некоторая конкретная сфера реальности; то, что я называю моим "я", имеет некое сложное и богатое содержание: он есть вся полнота живой реальности, которую я не наблюдаю извне, а непосредственно имею в себе, как мою внутреннюю жизнь"2. Я имеет необходимость "развернуться" раскрыть ощущаемую внутреннюю полноту полноту Я, богатую духовную внутреннюю жизнь. Внимательность к себе, искренность, прежде всего в отношении к себе посредством бережного аутосозерцания, дают Видение, понимание, ставя на путь реализации Я-человеческого. Характерная для искреннего Я аутонастоятельность качество и вектор искреннего отношения не только Я в себя самого смотрящего, но и придающего осмысленную универсальность взгляду, определяющую, рождающую искренность отношения человеческого Я не только к себе, но и к Миру ко всему бытующему. Субъективность сама по себе /как Я-выделенность/ и "искренняя субъективность" /как способность Видеть/ почва для вызревания духовной субстанции личности и ее трансляции. 1 Франк С. JI. Человек и реальность. СПб., 1997. С. 42. 2 Там же. С. 39. 109 |