ной жизнь114, забывающие собственную Я-самость, безразличные к себе, отчужденные, утверждая таким образом «прострацию смысла» —отстраненность в бытии. «Субъект есть... некоторая конкретная сфера реальности; то, что я называю моим «я», имеет некое сложное и богатое содержание: он есть вся полнота живой реальности, которую я не наблюдаю извне, а непосредственно имею в себе, как мою внутреннюю жизнь» . Я имеет необходимость «развернуться» —раскрыть ощущаемую внутреннюю полноту полноту Я, богатую духовную внутреннюю жизнь. Для искреннего Я характерна открытость к миру, к самому себе, искреннее отношение не только Я в себя самого смотрящего, но и придающего осмысленную универсальность взгляду, определяющую, рождающую искренность отношения человеческого Я не только к себе, но и к Миру ко всему бытующему. «Подлинная субъективность может быть понята лишь динамически, как мерцание Я в своей уединенной истине. Здесь же находится и место, где образуется и восходит требование все более высокого, все более безусловного отношения, совершенного участия в бытии. В субъективности зреет духовная субстанция личности»11. Именно в таком, искреннем отношении к себе, в подлинном самосозерцании, человек воссоздается как существо целостное, целокупное, гармоничное, не разорванное, не двоящееся в бытии. В этом отношении, важно отметить, что момент обращения к себе и ответное обращение Мира на себя в себя это есть взаимная «обращенность мира», об этом писал Б. Пастернак «... привлечь к себе любовь 1 1 *7 пространства, услышать будущего зов» . Именно в этом взаимном со-бытии любви в мире проявляется избирательность отношения любви в бытии, взаимное тяготение, притяжение части и целого. Цель Я, как единого смыслового образа, стать личностью растущей, —в постоянном потоке личностно-индивидуального самоосуществления. «Стремясь 114Франк C.JI. Реальность и человек. СПб., 1997. С.42. 115Тамже.С.39. БуберМ.Я иТы//Философия:впоискахоншлопш.Самара, 1994. С. 42. См.: Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. 1997. № 2. С 112. 77 |
Однако, "... есть множество людей в нашу эпоху, они составляют, может быть, большинство, которым, по крайней мере, при обычном течении жизни, даже и в голову не приходит, что подлинная основа их бытия есть... глубинный слой, обнаруживающийся в том, что мы называем духовной жизнью"', забвеющие собственную Я-самость, равнодушные к себе, отчужденные, утверждая, манифестируя Я-бытием "прострацию смысла" отстраненность в бытии. Но автономия Я не означает глубины Я, полноты Я и самодостаточности. Я автономное выделенная область, сфера бытия, выделенное "место" для становления бытия. "Субъект есть... некоторая конкретная сфера реальности; то, что я называю моим "я", имеет некое сложное и богатое содержание: он есть вся полнота живой реальности, которую я не наблюдаю извне, а непосредственно имею в себе, как мою внутреннюю жизнь"2. Я имеет необходимость "развернуться" раскрыть ощущаемую внутреннюю полноту полноту Я, богатую духовную внутреннюю жизнь. Внимательность к себе, искренность, прежде всего в отношении к себе посредством бережного аутосозерцания, дают Видение, понимание, ставя на путь реализации Я-человеческого. Характерная для искреннего Я аутонастоятельность качество и вектор искреннего отношения не только Я в себя самого смотрящего, но и придающего осмысленную универсальность взгляду, определяющую, рождающую искренность отношения человеческого Я не только к себе, но и к Миру ко всему бытующему. Субъективность сама по себе /как Я-выделенность/ и "искренняя субъективность" /как способность Видеть/ почва для вызревания духовной субстанции личности и ее трансляции. 1 Франк С. JI. Человек и реальность. СПб., 1997. С. 42. 2 Там же. С. 39. 109 Именно таким образом возможно действительное Я я, утверждающее и знающее свою действительность. "Подлинная субъективность может быть понята лишь динамически, как мерцание Я в своей уединенной истине. Здесь же находится и место, где образуется и восходит требование все более высокого, все более безусловного отношения, совершенного участия в бытии. В субъективности зреет духовная субстанция личности"1. В искренности к себе, подлинном аутосозерцании человек воссоздается как существо целостное, целокупное, не разорванное, не двоящееся в бытии /нивелировка оппозиций: внешнее внутреннее; Я Мир и т. д./; момент обращения /зова/ к себе момент обращения Мира на себя в себя "обращенность мира" /"привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов", писал Б. Пастернак/. Сам человек, по определению Э. Блока, есть "лаборатория возможного блаженства"2. Цель Я, как единого смыслового гештальта, стать Личностью растущей в постоянном потоке личностноиндивидуального самоосуществления. "Стремясь серьезно понять себя, он /человек, Я П. Л./ обнаруживает опять то, ч т оI б о л ь ш е , чем он"3. Я предельная смысловая "ёмкость", время и пространство /для/ смысла, вторгающегося и "оседающего" в миру именно через предельную Я-единицу. В каком-то смысле Судьба Я / по крайней мере, в векторно-смысловом измерении, духовном основоположении / предрешена, предзадана при, 1 Бубер М. Я и Ты // Философия: в поисках онтологии. Самара, 1994. С. 42. 2 Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. 1997. №2. С 112. 3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994. С. 53. |