серьезно понять себя, Я обнаруживает опять то, что больше, чем он» . Выбор нравственного смысла, его принятие, осуществляется через возможность человеческого выбора, его свободу. Всегда есть выбор возможность так или иначе выстроить отношения с сосуществующим, участвующим и ожидающим участия бытием. «... есть две противоположные возможности: человек может привести в движение и активизировать эти фонды таким образом, что они будут направлены на сосуществующее в духе любовного сочувствия, —так возникает объективное поведение. Однако те же фонды могут использоваться и способом, которому чуждо сочувствие и истинный бытийный контакт, —так возникает необъективное поведение» . Таким образом, Я определенная смысловая предзаданность, проявляющаяся в мире, судьба Я, по крайней мере, в духовном смысле основоположении предрешена, однако, важно отметить, что существует со стороны Я момент выбора, принятия решения и момент ответствования Я и Я-решения. Я выбирает и несет ответственность за свой выбор. «Ответственность возможна не за смысл в себе, а за его утверждение, ведь можно просто пройти мимо смысла и можно безответстI9П венно провести смысл мимо бытия» . Говоря об ответственности Я, мы имеем в виду ответственность за свое бытие в бытии с Другими, ответственность за взаимоотношения с Другими Я. Это, прежде всего, активная позиция за все, активная осмысленная неинфантильная Я-позиция в мире. «Люди ответственны за свои поступки. Они пребывают в «дурной вере», когда приписывают железную необходимость тому, что в действительности выбирают сами» . Собственно ответственное бытие —это смысловая определенность Я, укореняющая Я в бытии. Это ответственность, выражающая в придании смысла своему выбору, онтологическая Я-вменяемость. «Я есмь ответ. Отвечать же значит быть Ясперс К, Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 53. 119ДильтейВ.Описательнаяпсихология.СПб» 1996.С. 125. 120 БахтинМ.М.Кфилософиипоступка//Философияисоциологиянаукиитехники.Ежегодник1984-1985 гг.М.,С.57. Бергер П. Общество как драма // Человек. 1995. №4. С. 33. 78 118 |
осмысленной жизни во всех трех необходимых сферах отношений: к низшему/ к высшему и однородному бытию. "Когда это всеобщее оправдание добра, т. е. распространение его на все жизненные отношения, станет на деле исторически ясным всякомут I уму, тогда для каждого единичного лица останется только практический вопрос воли: принять для себя такой совершенный нравственный смысл жизни или отвергнуть его"1. Принятие, выбор нравственного смысла жизни осуществляется через возможность человеческого выбора, его свободу. У человека есть выбор возможность так или иначе выстроить отношения с сосуществующим, участвующим и ожидающим участия бытием. "... есть две противоположные возможности: человек может привести в движение и активизировать эти фонды таким образом, что они будут направлены на сосуществующее в духе любовного сочувствия, так возникает объективное поведение. Однако те же фонды могут использоваться и способом, которому чуждо сочувствие и истинный бытийный контакт, так возникает необъективное поведение"2. Таким образом, любовь задает масштабы объективного поведения, устанавливающего единственно возможный контакт, взаимодействие с миром, истинный бытийный контакт, освещенный смыслом. Смысл получает свое бытие через любовное а сочувствие, соучастие в бытии иного. В любовном соучастии в бытии подлинность существования приобретает исконное свое значение, в первую очередь, потому что здесь дается возможность раскрытию всех духовных потенций человека в сочетании с тем огромным бытийным фондом, который присущ человеку от рождения и нарабатывается им в течении жизни. Через любовное присутствие в мире, через любовь как активную позицию в реализации собственного Я 1 Там же. С. 406. 2 Дильтей В. Описательная психология. СПб. 1996. С. 125. 94 однако, важном существующем моменте выбора со стороны Я моменте ответствования Я и Я-решения. Я выбирает и несет ответственность за свой выбор. "Ответственность возможна не за смысл в себе, а за его утверждение, ведь можно просто пройти мимо смысла и можно безответственно провести смысл мимо бытия Ответственность Я предполагает ответственность за свое бытие в бытии с Другими, ответственность за взаимоотношения с Другими Я. Это активное ответствование за все, активная осмысленная неинфантильная Я-позиция в Мире. "Люди ответственны за свои поступки. Они пребывают в "дурной вере", когда приписывают железную необходимость тому, что в действительности выбирают сами"2. Собственно ответственное бытие это "смысловая вменяемость Я", укореняющая Я в бытии /онтология смысла Я, онтологическая Я-вменяемость/. "Я ЕСМЬ ОТВЕТ. Отвечать же значит быть перед лицом спрашивающего, быть вторым лицом самого себя, которое, собственно, и обращает отвлеченную индивидуальность в лицо первое, и единственное привлеченное к ответу"3. Я главный рычаг "приобретения" и трансляции смысловой реальности, определенности смысла в бытии. "В канале Я-Я происходит качественная трансформация... которая в результате может привести и трансформации сознания самого Я. Передавая ill 1 Вахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985 гг. М., С. * 57. 2 Бергер П. Общество как драма // Человек. 1995. №4. С. 33. 3 Ахутин А. На полях Я и Ты /попытка вдуматься/ //Философия: в поисках онтологии. Самара, 1994. С. 70. |