80 Соловьев отмечает, что «если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в Другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская» . Посредством любви как непрерывного бытийного акта человеку удается преодолеть ложное бытие. Ложное бытие М. Бахтин характеризовал как имманентное # бытию, изнутри которого переживается акт грехопадения, выражающееся в тенденции бытия к самодостаточности, его претензии пребывать в своей наличности перед лицом смысла «самоуплотненное самоутверждение бытия вопреки порожденному его смыслу (отрыв от источника), движение, которое вдруг остановилось и неоправданно поставило точку» . Подводя некоторый итог рассмотрению Я-Ты отношения в мире, можно сделать вывод, что любовь, как наиболее высокая, духовная форма взаимоотношений в мире, задает масштабы объективного поведения, устанавливающего единственно возможный контакт в мире, истинный бытийный контакт, освещенный смыслом. Смысл получает свое бытие через любовное сочувствие, соучастие, со-бытие в бытии иного. В событии любви подлинность существования приобретает исконное свое значение, в первую очередь, потому что здесь дается возможность раскрытию всех духовных потенций человека в сочетании с тем огромным бытийным фондом, который присущ человеку от рождения и нарабатывается им в течение жизни. Через любовное присутствие в мире, через любовь как активную позицию в реализации собственного Я возможно постижение всей духовной значимости, всего наличного в бытийном пространстве. Таким образом, осуществление единства, стремление к единению одна из главных потребностей человека, его «бытийная страсть» насущно-жизненная потребность, без удовлетворения которой жизнь переживается болезненно, она 1* 1 А СоловьевB.C.Смысллюбви//Избранное,М., 1990.С. 406 125 БахтинМ.ЭстетикасловесноготворчестваМ., 1986. С. 116 |
осмысленной жизни во всех трех необходимых сферах отношений: к низшему/ к высшему и однородному бытию. "Когда это всеобщее оправдание добра, т. е. распространение его на все жизненные отношения, станет на деле исторически ясным всякомут I уму, тогда для каждого единичного лица останется только практический вопрос воли: принять для себя такой совершенный нравственный смысл жизни или отвергнуть его"1. Принятие, выбор нравственного смысла жизни осуществляется через возможность человеческого выбора, его свободу. У человека есть выбор возможность так или иначе выстроить отношения с сосуществующим, участвующим и ожидающим участия бытием. "... есть две противоположные возможности: человек может привести в движение и активизировать эти фонды таким образом, что они будут направлены на сосуществующее в духе любовного сочувствия, так возникает объективное поведение. Однако те же фонды могут использоваться и способом, которому чуждо сочувствие и истинный бытийный контакт, так возникает необъективное поведение"2. Таким образом, любовь задает масштабы объективного поведения, устанавливающего единственно возможный контакт, взаимодействие с миром, истинный бытийный контакт, освещенный смыслом. Смысл получает свое бытие через любовное а сочувствие, соучастие в бытии иного. В любовном соучастии в бытии подлинность существования приобретает исконное свое значение, в первую очередь, потому что здесь дается возможность раскрытию всех духовных потенций человека в сочетании с тем огромным бытийным фондом, который присущ человеку от рождения и нарабатывается им в течении жизни. Через любовное присутствие в мире, через любовь как активную позицию в реализации собственного Я 1 Там же. С. 406. 2 Дильтей В. Описательная психология. СПб. 1996. С. 125. 94 человек постигает всю свою значимость, значимость своей жизни, всего наличного в его бытийном пространстве. Посредством любви как непрерывного бытийного акта человеку удается преодолеть ложное бытие. Ложное бытие М. > Бахтин характеризовал как имманентное бытию, изнутри которого переживается акт грехопадения, выражающееся в тенденции бытия к самодостаточности, его претензии пребывать в своей наличности перед лицом смысла "самоуплотненное самоутверждение бытия вопреки порожденному его смыслу (отрыв от источника), движение, которое вдруг остановилось и неоправданно поставило точку"1. Оправдание так или иначе задает координаты будущего как чистого времени воплощения. Ни один момент уже-наличности для меня самого не может стать самодовольным, уже оправданным; "мое" оправдание всегда в будущем. Настоящее и прошлое не обладают полномочиями в определении Я. "Для меня самого ни• Ф л » один момент не может стать настолько самодовольным, чтобы ценностно осознать себя оправданным завершением всей жизни и достойным началом новой", "Все, что УЖЕ ЕСТЬ, неоправданно есть, оно как бы осмелилось уже определиться и пребывать (упрямо) в этой своей определенности в мире, который весь еще предстоит в своем смысле, в своем оправдании"2. Таким образом, одним из существенных моментов, характеризующих феномен любви как оправдывающее начало ее способность вывести человека из рамок эго-существования, препятствующего постижению и воплощению истины данного индивидуального бытия. В. Соловьев усматривал в феномене "снятия" эгоизма одно из основных условий для постижения истины. 95 1 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 116. 2 Там же. С. 115, 123. ложного самоутверждения. Любовь действительно упразднение эгоизма, поэтому ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ОПРАВДАНИЕ И СПАСЕНИЕ I ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Есть только одна сила, способная в корне подорвать ^ эгоизм, любовь, она есть устранение несправедливости по * отношению к любому другому существу придание ему статуса безусловно сущего. Познание истины другого через любовь, таким образом, происходит не отвлеченно, а существенно, путем переноса центра своей жизни за пределы ограниченного наличного эмпирического бытия. Любить быть способным перейти за границы своего фактического феноменального бытия, способность жить не только в себе и для себя, но и в другом и для другого. "Смысл человеческой любви вообще есть ОПРАВДАНИЕ И СПАСЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧРЕЗ ЖЕРТВУ ЭГОИЗМА"1. Таким образом, истина и смысл любви состоит в том, что она совершает, в деле любви. Любящему недостаточно чувствовать безусловное значение другого любимого существа (равно как и свое), но необходимо действительно дать, сообщить ему (и себе) это значение, что возможно через создание абсолютной, совершенной индивидуальности путем сочетания противоположностей в единое органичное целое.■V Задача любви осуществить это единство, создать истинного человека как свободное, равное единство мужского и женского начала, преодолевших рознь и разъединение. "Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить вдругом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и 1 Соловьев В. С. Цит. соч. С. 152. 98 |