Можно сделать вывод, что в мире личность зачастую не окружена заботой, беззащитна и пребывает в отчаянии. Она ждет общности с другими, но они чаще всего закрыты. Событие любви между двумя субъектами случается очень редко, поэтому общность почти невозможна, когда субъектов много. Основополагающую роль любви в бытии личности отмечал и Н.А.Бердяев. Личность, по его словам, есть целостность и единство, обладающие безусловной и вечной ценностью, она является ценностью высшего духовного порядка, предполагающей существование сверх и надличностных ценностей. Способность воплощать в течение жизни сверхличные ценности и определяет ценность личности. Личность духовна, предполагает существование духовного мира. Человеческая личность принципиально активна, она —в перманентном трансцендировании, духовном «животворений, в устремленности к высшему началу. Отвечая на вопрос, в чем состоит тайна личности, стоит отметить, что у личности есть способности возвышать, быть «по ту сторону самой себя». «Личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с 131 тем проникнута ими и их представляет» . Бердяев, наряду с другими мыслителями, рассматривая феномен любви, не теоретизировал его, а соотносил с важными для его философии понятиями, такими как свобода, личность и творчество. Мыслитель, как философ-персоналист ключевую роль в своей философской системе отводил понятию личности; определяя при этом функцию любви, как возможность для совершенствования и развития личности, ее стремлению к идеальному бытию. Природа и дух это два измерения, в которых он стремится разгадать тайну любви. Природа находится во власти «родовой стихии», дух в «свободе любви», «истине небесной». Что касается соотношения личного и родового начал личности, то здесь позиция философа определена: чем большее влияние на индивида оказывает половое влечение, тем меньше в нем остается личного, и соответственно сильная любовь к другой личности может ослаблять родовые инстинкты. В 84 131 ЛившицР.Л.Духовностьибездуховностьличности.Екатеринбург, 1997.С.409 И |
Человеческое существо подпадает под категории "индивидуум" и "личность", не совпадающие друг с другом. Индивидуум категория натуралистически-биологическая, личность же духовная. Индивидуум порожден биологическим родовым процессом, он рождается и умирает. Личность не рождается, она творится человеком в процессе жизни. Поэтому не каждый человек, являясь индивидуумом, способен стать личностью. Личность, по словам Н. Бердяева, есть целостность и единство, обладающие безусловной и вечной ценностью, она является ценностью высшего духовного порядка, предполагающей существование сверх надличностных ценностей. Способность воплощать в течении жизни сверхличные ценности и определяет ценность личности. Личность духовна, предполагает существование духовного мира. Человеческая личность принципиально активна, она в перманентном трансцендировании, духовном "животворении", в устремленности к высшему началу. Тайна личности состоит в ее способности возвышать, быть " по ту сторону самой себя". "ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ САМОСТЬ, КАК ОНА СТОИТ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВЫСШИХ, ДУХОВНЫХ, ОБЪЕКТИВНО ЗНАЧИМЫХ СИЛ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРОНИКНУТА ИМИ И ИХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ'". В русской религиозной традиции проблема духовности носит двойственный характер: с одной стороны, она антропоцентрична, с другой космоцентрична. Человек свею духовностью инициирует такой космический процесс, который именуется в традиции русский религиозной философии "одухотворением природы", вселенной. Духовность как сущность человека имеет объективный и абсолютный характер. Являясь частью вселенной, человек имеет сущностное измерение духовности как "духовной телесности". Человек выступает также функциональным элементом природного мира, способствуя его одухотворению. Поэтому * 135 1 Там же. С. 409. |