Проверяемый текст
Пятилетова, Людмила Владимировна. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни (Диссертация 1999)
[стр. 87]

венной природе и к собственной телесности, ибо обладает «особым органом» душой.
Душа предстает качественно новым образованием в природе, в материи.
Дух
не может быть определен как противопоставление ни телу, ни всему материальному.
«Изнутри, из глубины дух впитывает в себя и тело, и материю, как и душу, но дух по-иному реален и принадлежит другому плану.
Природа не отрицается, а просветляется в духе.
Дух изнутри сращивается с душой, преображая
ду136 шу.
Различение духа и души не означает отделение духовного от душевного» .

Душа —отрадное вместилище Духа, который одновременно и имманентен, и трансцендентен душе.
Можно сказать, что Дух это бесконечная потенция, поэтому мы предполагаем, что человек духовный имеет в себе нечто большее, иное, чем он сам в актуальности, он чувствует и осуществляет собственную потенциальность — предзаданность чему-то.
Н.

Бердяев писал, что о духе вообще нельзя выработать определенного рационального понятия, можно лишь уловить его признаки.
Мыслитель в работе «Философия свободного духа» выделяет следующие характерные черты: свобода, смысл, творческая активность, любовь, ценность, обращение к божественному высшему миру, реальное единение с ним.
Духовное не
определяется природой, через дух человек способен выйти за рамки биологического существования.
Он способен подняться до самых высот абсолютного бытия.
Дух есть смысл бытия, истина бытия.
Через духовное начало человек приближается к этому смыслу, к этой истине, осуществляя ее собственным существованием.
«Дух носит аксиологический характер, означая высшие абсолютные ценности —Добро, Истину, Красоту, Свободу, Смысл.
Именно поэтому
духовность вносит целостность, единство, смысл в душевно-телесную организацию человека.
В духе совершается преодоление противоположности между частным и универсальным, между личным и сверхличным.
Конкретный человек есть сочетание целостного и частного.
Только дух дает конкретное универсальное содержание
личности» .
Дух есть, —как пишет Н.
Бердяев, —субъект и раскрывается исключительно в
БердяевН.
А.
Философиясвободногодуха М., 1994.
С.

28.
137Тамже.
С.382.
87
[стр. 49]

внутреннюю объективность, имеет в себе нечто большее, иное, чем он сам в актуальности, он чувствует и осуществляет собственную потенциальностьпредзаданность чему-то.
Направленность
человека вовне, стремление и воля к духовному, осмысленному существованию и одновременно небезразличие к собственной самости, к собственному бытию, прозрение собственной субъективности все это уже есть трансценденция, углубляющая собственное осознание, понимание человеческой субъективности, ее прозрение и укоренение.
Человек, бытующий духовно, совсем по-иному соотносим и с собственной природой, с собственной телесностью, ибо обладает "особым органом" душой.
Душа предстает качественно новым образованием в природе, в материи.
Дух
совершенно не может быть противопоставлен, противоположен ни телу, ни всему I материальному.
"Изнутри, из глубины дух впитывает в себя и тело, и материю, как и душу, но дух по-иному реален и принадлежит другому плану.
Природа не отрицается, а просветляется в духе.
Дух изнутри сращивается с душой, преображая
душу.
Различение духа и души не означает отделение духовного от душевного"1.

Человек, вступающий в сферу духа, открывает для себя совершенно иную реальность материально "не притупленную".
Он открывает для себя именно свою, по Н.
Бердяеву, "наиреальнейшую реальность", складывающуюся в процессе проживания, обживания в "духовный опыт" опыт Человеческого, высшего порядка, вскрывающий спектр человеческо-божественных, высших ценностей.
Духовная реальность не требует самоутверждения в смысле доказательства ее существования.
"Кто живет духовной* * жизнью и кто имеет духовный опыт, для того нет вопроса о 1 Бердяев Н.
А.
Философия свободного духа.
М., 1994.
С.

26.% 49

[стр.,156]

нельзя выработать определенного рационального понятия.
Можно лишь уловить его признаки.

Н.
Бердяев в работе " Философия свободного духа" выделяет следующие характерные черты: свобода, смысл, творческая активность, любовь, ценность, обращение к божественному высшему миру, реальное единение с ним.
Духовное не
детерминировано природным, это есть прорыв в нем.
Через дух человек способен выйти за рамки биологического существования.
Он способен подняться до самых высот абсолютного бытия.
Дух есть смысл бытия, истина бытия.
Через духовное начало человек приближается к этому смыслу, к этой истине, осуществляя ее собственным существованием.
Дух носит аксиологический характер, означая высшие абсолютные ценности Добро, Истину, Красоту, Свободу, Смысл.
Именно поэтому
духовное начало вносит целостность, единство, смысл в душевно-телесную организацию человека.
" В духе совершается преодоление противоположности между частным и универсальным, между личным и сверхличным.
Конкретный человек есть сочетание целостного и частного.
Только дух дает конкретное универсальное содержание
личностй,и.
Дух есть, как пишет Н.
Бердяев, субъект и раскрывается исключительно в
субъекте, но далее духу свойственно объективироваться, то есть выбрасываться вовне, выходя за предсшы ограниченности отдельно взятой личности.
Специфика духовного в его выраженности вовне, в бытии-для-другого.
Это базовая Ф характеристика духа.
Он не может не выходить вовне, не может не быть для другого, не может быть в себе в-себе-бытием.
Вопрос об этом соединении затрагивает экзистенциальную онтологию человеческой субъективности, включающую в себя диалектику экзистенциальных противоречий: души и тела, сердца и разума, любви к ближнему и эгоизма, надежды и безнадежности, духовного обособления, автономии и чувства 1 Бердяев Н.
Цит.
соч.
С.
382.

[Back]