субъекте, но далее духу свойственно объективироваться, то есть выбрасываться вовне, выходя за пределы ограниченности отдельно взятой личности. Специфика духовного —в его выраженности вовне, в бытии-для-другого. Это базовая характеристика духа. Он не может не выходить вовне, не может не быть для Другого, не может быть в себе-бытием. Вопрос об этом соединении затрагивает экзистенциальную онтологию человеческой субъективности, включающую в себя диалектику экзистенциальных противоречий: души и тела, сердца и разума, любви к ближнему и эгоизма, надежды и безнадежности, духовного обособления, автономии и чувства единения, духовной близости с другими людьми, чувство собственного достоинства и самоуничижения, неуважения к себе. В понятии духовности присутствует идея вертикали, восхождения, вознесения, преобразования, усовершенствования. Погружение личности в мир духовных ценностей невозможно автоматически, это есть результат работы над самим собой. Также как и глубина и качество межличностного общения напрямую зависят от преодоления личностью духовной лени, также как и признание за другим его безусловной ценности. Любовь как деятельно-творческий акт, являясь преодолением эгоизма, предполагает своеобразную духовную аскезу, работу над собой, самоотречение и жертву. Жертвенная природа любви аспект, указывающий на ее трагичность. «Любовь —трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам... И величайшее в любви то, что сохраняет ее таинственную святость, это —отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой 138 жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь» . Любовь действительно упразднение эгоизма. Сила, способная в корне подорвать эгоизм, —любовь, именно она есть способ устранения несправедливости по отношению к любому другому существу придание ему статуса безусловно сущего. 88 138БердяевН. А. Спасениеитворчество// Философиятворчества,культуры, искусства. В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 207 |
Тем не менее, постоянное движение к объекту, постоянный душевный порыв, центробежность духовного устремления в отношении объекта любви, волнительная заинтересованность л отличают любовь как истинное чувство. Желание быть с объектом любви, быть с любимым, постоянный душевный порыв быть с объектом любви, траектория движения от моего "я" к сокровенной сути ближнего суть любовного чувства. Постоянство помыслов и есть любовь (X. Ортега и Гассет). Но постоянство не фрагментарное, урывочное, кратковременное, но непрерывное, укореняющее объект любви в моем бытии. "ЛЮБИТЬ, ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО ЗНАЧИТ УПОРНО НАСТАИВАТЬ НА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИИ; ОТВЕРГАТЬ ТАКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА, ПРИ КОТОРОМ ЭТОГО ОБЪЕКТА МОГЛО БЫ НЕ БЫТЬ... ЭТО, ПО СУЩЕСТВУ, ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ВДЫХАТЬ В НЕГО ЖИЗНЬ, НАСКОЛЬКО ЭТО ДОСТУПНО ЧЕЛОВЕКУ... ЛЮБОВЬ ЭТО ИЗВЕЧНОЕ ДАРЕНИЕ ЖИЗНИ, СОТВОРЕНИЕ И ПЕСТОВАНИЕ В ДУШЕ ПРЕДМЕТА ЛЮБВИ”; "...ЛЮБОВЬ ЭТО ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ПОРЫВ ДУШИ, КОТОРАЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ПОТОКОМ УСТРЕМЛЯЕТСЯ К ОБЪЕКТУ И ОБВОЛАКИВАЕТ ЕГО ТЕПЛОТОЙ И ДОВОЛЬСТВОМ, ПРЕВРАЩАЯ НАС С НИМ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ И УТВЕРЖДАЯ БЕССПОРНОСТЬ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ..."1. Любовь как деятельностно-творческий акт, являясь преодолением эгоизма, предполагает своеобразную духовную аскезу, самоотречение и жертву. Жертвенная природа любви еще один аспект, указывающий на трагичность чувства. "Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам... И величайшее в любви то, что сохраняет ее таинственную святость, это отречение от всякой 1 Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 358. нельзя выработать определенного рационального понятия. Можно лишь уловить его признаки. Н. Бердяев в работе " Философия свободного духа" выделяет следующие характерные черты: свобода, смысл, творческая активность, любовь, ценность, обращение к божественному высшему миру, реальное единение с ним. Духовное не детерминировано природным, это есть прорыв в нем. Через дух человек способен выйти за рамки биологического существования. Он способен подняться до самых высот абсолютного бытия. Дух есть смысл бытия, истина бытия. Через духовное начало человек приближается к этому смыслу, к этой истине, осуществляя ее собственным существованием. Дух носит аксиологический характер, означая высшие абсолютные ценности Добро, Истину, Красоту, Свободу, Смысл. Именно поэтому духовное начало вносит целостность, единство, смысл в душевно-телесную организацию человека. " В духе совершается преодоление противоположности между частным и универсальным, между личным и сверхличным. Конкретный человек есть сочетание целостного и частного. Только дух дает конкретное универсальное содержание личностй,и. Дух есть, как пишет Н. Бердяев, субъект и раскрывается исключительно в субъекте, но далее духу свойственно объективироваться, то есть выбрасываться вовне, выходя за предсшы ограниченности отдельно взятой личности. Специфика духовного в его выраженности вовне, в бытии-для-другого. Это базовая Ф характеристика духа. Он не может не выходить вовне, не может не быть для другого, не может быть в себе в-себе-бытием. Вопрос об этом соединении затрагивает экзистенциальную онтологию человеческой субъективности, включающую в себя диалектику экзистенциальных противоречий: души и тела, сердца и разума, любви к ближнему и эгоизма, надежды и безнадежности, духовного обособления, автономии и чувства 1 Бердяев Н. Цит. соч. С. 382. единения, духовной близость с другими людьми, чувство собственного достоинства и самоуничижения, неуважения к себе. Весь этот далеко не полный "клубок" противоречий упирается в САМОЕ ОБЩЕЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ СМЫСЛА ЛИБО БЕССМЫСЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. В понятии духовности присутствует идея вертикали, восхождения, вознесения, преобразования, усовершенствования. Погружение личности в мир духовных ценностей невозможно автоматически, это есть результат работы над самим собой. Также как и глубина и качество межличностного общения напрямую зависят от преодоления личностью духовной лени, также как и признание за другим его безусловной ценности. Любовь своеобразный способ воплощения духовности, "наиболее" чистый вариант ее модификации, реальной представленности. Она дает своеобразный духовный опыт каждому любящему (или любимому) человеку. Опыт вбирает в себя способ переживания, постижения мира. Этот опыт у каждого свой, он индивидуален, дает возможность проявить уникальность данного человеческого индивида, и в то же время он имеет и общие, универсальные для всех черты, сводящиеся к возможности получения и доступа к абсолютным ценностям, возможность обратиться к ним и откликнуться. Таким образом, понятие "духовный опыт" тесно связано с самим поиском смысла жизни, смысла индивидуального бытия и его жизненного воплощения. Когда речь идет о духе, о религиозном опыте важен сам момент выхода за пределы, трансцендирования, факт события. Это обязательное соприсутствие иной данности. " Возможность духовного сущего соприсутствовать иному сущему это изначальная способность, сущность духовного существования, духовной реальности"1. 1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 94. |