Проверяемый текст
Пятилетова, Людмила Владимировна. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни (Диссертация 1999)
[стр. 89]

Сфера духа открывает человеку совершенно иную реальность материально «не притуплённую», по Н.
Бердяеву, «наиреальнейшую реальность», складывающуюся в процессе проживания,
обживання в «духовный опыт» —опыт высшего порядка, вскрывающий спектр человеческо-божественных, высших ценностей.
Духовная реальность не требует
доказательства ее существования.
«Кто живет духовной жизнью и кто имеет духовный опыт, для того нет вопроса о
духовных реальностях, для того реальность не означает соответствия, внеположности, 89 внешней предметности...
ничто в мире не может мне доказать, что моей духовной жизни нет.
В духовном мире реальность не определяется внешней данностью,
реальность зависит от направления и напряжения самой духовной жизни: в духовной жизни реальность определяется силой самого духа.
В духе нет реальности, привходящей извне, все идет из самого духа» .

Именно поэтому, являясь частью природы, человек превосходит ее как духовное образование.
Действительность духа не дана без и вне человека; все доступное духовное имеет свою основу в нем.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что духовность бытийна, при этом есть смысл поставить вопрос относительно того, как духовность связана с любовью в бытии.
Определений духовности в литературе множество, исследователи пытаются найти общие основания для определения всех духовных явлений.
Можно определять духовность как целостность психической деятельности человека, или подразумевать под этим понятием историческое сознание, или же сравнивать с такими понятиями как «истина», «добро», «красота» как некое целое или единство множества нравственных основании, духовность интерпритируется в системе отношений Я-Ты, как надындивидуальная реальность, как альтернатива рациональности, как способность к высшим переживаниям и т.д.
Но
по нашему мнению, нужно не стремится найти некий общий абстрактный предел этого понятия, а говорить о духовных основах в мире вообще, духовность необходимо увидеть и открыть в самой жизни.
Это,
так или иначе, заставит нас обратить внимание на экзистенциальную проблематику, которая поставит перед нами вопрос относи139БердяевН.
А.
Философиясвободногодуха.
М., 1994.
С.

28
[стр. 49]

внутреннюю объективность, имеет в себе нечто большее, иное, чем он сам в актуальности, он чувствует и осуществляет собственную потенциальностьпредзаданность чему-то.
Направленность человека вовне, стремление и воля к духовному, осмысленному существованию и одновременно небезразличие к собственной самости, к собственному бытию, прозрение собственной субъективности все это уже есть трансценденция, углубляющая собственное осознание, понимание человеческой субъективности, ее прозрение и укоренение.
Человек, бытующий духовно, совсем по-иному соотносим и с собственной природой, с собственной телесностью, ибо обладает "особым органом" душой.
Душа предстает качественно новым образованием в природе, в материи.
Дух совершенно не может быть противопоставлен, противоположен ни телу, ни всему I материальному.
"Изнутри, из глубины дух впитывает в себя и тело, и материю, как и душу, но дух по-иному реален и принадлежит другому плану.
Природа не отрицается, а просветляется в духе.
Дух изнутри сращивается с душой, преображая душу.
Различение духа и души не означает отделение духовного от душевного"1.
Человек, вступающий в сферу духа, открывает для себя совершенно иную реальность материально "не притупленную".
Он открывает для себя именно свою, по Н.
Бердяеву, "наиреальнейшую реальность", складывающуюся в процессе проживания,
обживания в "духовный опыт" опыт Человеческого, высшего порядка, вскрывающий спектр человеческо-божественных, высших ценностей.
Духовная реальность не требует
самоутверждения в смысле доказательства ее существования.
"Кто живет духовной* * жизнью и кто имеет духовный опыт, для того нет вопроса о
1 Бердяев Н.
А.
Философия свободного духа.
М., 1994.
С.

26.% 49

[стр.,50]

" 6 А i ’ л Ч-1 духовных реальностях, для того реальность не означает соответствия, внеполоясности, внешней предметности...
ничто в мире не может мне доказать, что моей духовной жизни нет...
в духовном мире реальность не определяется внешней данностью,
Щ реальность зависит от направления и напряжения самой духовной жизни: в духовной жизни реальность определяется силой самого духа.
В духе нет реальности, привходящей извне, все идет из самого духа"1.

Дух пронизывает собой всю материальную действительность, вбирая и преображая ее.
В этом смысле отвлеченная духовность есть нечто нежелательное, противное духовности истинной.
Духовная жизнь не приемлет "ложную духовность", противополагающую объект и субъект взаимодействия.
Истинная духовность предполагает само явление духа, без противоположенности, противостояния.
Духовная жизнь, духовный опыт есть сам процесс выхода из состояния противоположения иному, наоборот, это всегда есть направленность на иное, приобщение, проникновение в иное, вбирание иного в свое понимание, любовь к чужому, к не-своему, полная внутренняя устремленность именно на это иное, забота о нем, желание неразделенности, нераздельности, единения.
Истинная духовность предполагает момент CO-ПРИСУТСТВИЯ, СО-УЧАСТИЯ, CO-ЕДИНЕНИЯ.
Иное всегда привносится, попадает, бытует как свое-пережитое.
Это всегда со-единение с иным смысловым целым через "мое" соприкосновение, единение с иным смыслом, взращивающее феномен ЖИВОЙ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ,а "КОНКРЕТНОЙ" ДУХОВНОСТИ.
Человеку превосходит собственную природную ограниченность, измеряет свою жизнь иными не только земными мерками: началами сверхприродного, сверхъестественного, сверхмирового, абсолютного бытия.
Даже самый пустой и 1 Там же.
С.
28.
SO

[стр.,132]

132 2.
ЛЮБОВЬ КАК ПЛОДОТВОРНАЯ ДУХОВНОСТЬ, ОПРАВДЫВАЮЩАЯ И СПАСАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ.
Природа, сотворившая человека, вошла в полосу самоотрицания: являясь частью природы, человек превосходит ее как духовное образование.
Действительность духа не дана без и вне человека; все доступное духовное имеет свою основу в нем.

Духовность бытийна, является элементом самого жизненного процесса.
Определений духовности в настоящий период множество, идет постоянный поиск общего знаменателя всех духовных явлений.
Так, кто-то определяет духовность как целостность психической деятельности человека, другие имеют в виду историческое сознание, третьи Истину, Добро, Красоту как некое целое или же единство нравственных оснований, духовность анализируется в системе отношений Я-Ты, как надындивидуальная реальность, как альтернатива рациональности, как способность к высшим переживаниям и т.д.
Но
речь должна идти, по мнению Ксенофонтова В.
И., не о поисках абстрактного знаменателя, а о духовных основах человеческого общежития.
Ее необходимо увидеть и открыть в самой жизни.
Это
ведет к обращению к экзистенциальной проблематике, главным вопросом которой является вопрос о том, как человек переживает свое отношение к миру других людей, природе и самому себе.
P.
JI.
Лившиц В работе "Духовность и бездуховность личности", проанализировав некоторые из концепций, получает в итоге теоретическую схему, позволяющую непротиворечивым образом систематизировать различные представления о духовности: человек вступает в отношение с миром в целом (Бог, другой человек, общество, мир культуры, мир высших %

[Back]