Проверяемый текст
Пятилетова, Людмила Владимировна. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни (Диссертация 1999)
[стр. 93]

Подводя некоторый итог, необходимо отметить, что в русской религиозной философской традиции проблема духовности носит двойственный характер: с одной стороны, она антропцентрична, с другой космоцентрична.
Личность человека способна дать толчок для развития такого космического процесса, который именуется в традиции русский религиозной философии «одухотворением природы», всего космоса.
Духовность как сущность человека имеет объективный и абсолютный характер.

Человек, как элемент мира, имеет сущностное измерение духовности как «духовной телесности».
Человек выступает также
функциональной частью природного мира, способствуя его одухотворению.
Поэтому
мы можем говорить, что духовность как человеческая функция имеет «субъективный», относительный характер.
Личность человека залог единства, целостности, подлинности человеческого существа, возможности реализовать и раскрыть свои способности.
Феномен истинной духовности дает возможность осуществления единства Я —источника, средства и
цели самого себя.
Осуществленное единство, по сути, и есть духовность.

В любви человек способен реализовать самого себя как себя цельного существа.
Достижение человека —в его способности преодолеть эмпирию, собственные недостатки, страсти, животно-биологические наклонности, в его способности к духовному самоусовершенствованию.
Существовать духовно —это значит непременно выходить за собственные пределы, духовно «соприсутствуя» иной данности, находиться в со-бытии, в со-участии с Другим, на началах любви.
Эта мысль созвучна идеи Шелера, который определяет любовь как духовное движение, устремление к наивысшей ценности любимого человека, как духовный акт, дающий возможность постижения этой ценности.
Любовь открывает ценность, ценностный образ любимого, содержащий образ Божий.
Именно поэтому любовь дает возможность видеть мир абсолютных ценностей через постижение ценности любимого существа.
Таким образом, можно сделать вывод, что любовь —это возможность человека, его потенциальность, нереализованность, его смысловая незавершенность, тре93
[стр. 135]

Человеческое существо подпадает под категории "индивидуум" и "личность", не совпадающие друг с другом.
Индивидуум категория натуралистически-биологическая, личность же духовная.
Индивидуум порожден биологическим родовым процессом, он рождается и умирает.
Личность не рождается, она творится человеком в процессе жизни.
Поэтому не каждый человек, являясь индивидуумом, способен стать личностью.
Личность, по словам Н.
Бердяева, есть целостность и единство, обладающие безусловной и вечной ценностью, она является ценностью высшего духовного порядка, предполагающей существование сверх надличностных ценностей.
Способность воплощать в течении жизни сверхличные ценности и определяет ценность личности.
Личность духовна, предполагает существование духовного мира.
Человеческая личность принципиально активна, она в перманентном трансцендировании, духовном "животворении", в устремленности к высшему началу.
Тайна личности состоит в ее способности возвышать, быть " по ту сторону самой себя".
"ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ САМОСТЬ, КАК ОНА СТОИТ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВЫСШИХ, ДУХОВНЫХ, ОБЪЕКТИВНО ЗНАЧИМЫХ СИЛ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРОНИКНУТА ИМИ И ИХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ'".
В русской религиозной традиции проблема духовности носит двойственный характер: с одной стороны, она антропоцентрична, с другой космоцентрична.
Человек свею духовностью инициирует такой космический процесс, который именуется в традиции русский религиозной философии "одухотворением природы", вселенной.
Духовность как сущность человека имеет объективный и абсолютный характер.

Являясь частью вселенной, человек имеет сущностное измерение духовности как "духовной телесности".
Человек выступает также
функциональным элементом природного мира, способствуя его одухотворению.
Поэтому *
135 1 Там же.
С.
409.


[стр.,136]

духовность как человеческая функция имеет "субъективный", относительный характер.
Понятия "перерождение", "спасение", "воскресение", которыми оперируют русские религиозные философы, говоря об оправдании человеческого существования, имплицитно включают в себя функциональную и сущностную сторону духовности.
"Спасение" одновременно и цель, и деятельность.
Духовность глубочайшим образом связывается с самим существом человека как выразителем объективно-значимых ценностей.
Духовность, являясь внутренней составляющей человеческой сущности, открывается ему и как трансцендентная область бытия ("объективная" духовность).
"Объективная" духовность одновременно и трансцендентна, и имманентна человеку, разлита по всему миру.
Выражением единства "объективной" и "субъективной" духовности выступает любовь как действенно-творческий акт, как положительная духовность.
Человеческая личность залог единства, целостности, подлинности человеческого существа, возможности реализовать свое подлинное "я".
Феномен истинной духовности дает возможность осуществления единства "я" источника, средства и
результата (цели) самого себя.
Осуществленное единство, по сути, и есть духовность,
отрицающая момент "просто"трансцендирования к высшим абсолютам.
Процесс реализации человеком самого себя процесс смыслоообразования, реализации себя как цельного существа.
"Высота" человека в его способности преодолеть эмпирию, собственные пороки, страсти животно-биологические наклонности, в его способности к духовному самоусовершенствованию.
Но устремленность к духовному, само духовное начало не означают отвлеченного спиритуализма 136 9л

[Back]