159 диктанта. Такой подход к контрольному диктанту позволяет учащимся не бояться написания диктанта: все слова знакомы, ведь над ними проводилась специальная предварительная работа в течение длительного времени. И учащимся во время проведения диктанта оставалось лишь быть внимательными при письме диктуемого текста, мысленно анализируя правописание слов, опираясь на изученные правила. Речеведческо-орфографические задания к контрольным диктантам давались небольшие (2-3 задания), чтобы не переутомлять учащихся, так как само написание контрольного диктанта всегда требует сложной мыслительной работы во внутренней речи детей. Проводились контрольные диктанты в экспериментальном обучении не чаще двух раз в четверть и включали, как правило, весь пройденный за этот отрезок времени орфографический материал. Приведем примеры контрольных диктантов. Для учащихся 5 классов Желудь и семечко. Около дороги но откосе насыпи лежал желтый, толстый, крепкий Желудь. Рядом с ним расположилось в ямке Семечко. После первого дождя Семечко проросло. Тоненький слабенький росток вытянулся. А желудь все не прорастай. «Почему ты не растешь, Желудь? Ты не хочешь посмотреть, что делается вокруг?» спросило Семечко. Добродушный Желудь объяснил: «Я расту пока вниз, чтобы крепко врасти в землю, набраться сил. Так учил меня дуб, на котором я вырос». Удивилось Семечко, посмеялось над Желудем. Вдруг почувствовались порывы свежего ветра, затем поднялся ураган. Черная туча заволокла небо. Ветер рвал и метал. Камышовые заросли прижались к реке. Но вот все стихло. Желудь хотел продолжить разговор, но Семечка уже не было. Его унес ветер. (110 слов) (По II. Дудочкину) Задания. 1. Найдите в тексте слова с буквами о и ё после шипящих, графически объясните выбор букв. 2. Выпишите из текста диктанта 2-3 слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните правописание этих гласных. 3. Аргументированно в письменной форме докажите, к какому типу речи относится этот текст. |
324 (фрагменты из лучших произведений мировой музыкальной культуры, записанные на магнитные пленки и диски)1. Грамматико-орфографические задания к контрольным диктантам давались небольшие (1 -2 задания), чтобы не переутомлять учащихся, так как само написание контрольного диктанта всегда требует сложной мыслительной работы во внутренней речи детей (см.: Приложение V, упражнение 26). Контрольный диктант остается в числе важных орфографических упражнений, так как удачно сочетает в себе и функцию обучения и функцию контроля знаний, умений и навыков учащихся. Проводились контрольные диктанты в экспериментальном обучении не чаще двух раз в четверть и включали, как правило, весь пройденный за этот отрезок времени орфографический материал. II. Творческие упражнения. Переход к данному типу упражнений в экспериментальном обучении был осуществлен не после того, когда учащиеся овладели навыками выполнения упражнений предыдущего типа, а совмещался параллельно с разными видами упражнений правилоориентированного типа, то есть как только учитель чувствовал, что у школьников начинают создаваться устойчивые умения использовать в ходе письма способ определения написания на основе правил орфографии, их языковой сути. Поэтому наряду с орфографическими заданиями сосуществовали и задания с элементами творческого письма. Например: Опираясь па данные слова и словосочетания, составьте простые распространенные предложения. Устно объясните правописание предлогов со словами и т.п. Кроме того, мы полностью разделяем мнение Д.Н. Богоявленского о том, что орфографическая грамотность учащихся может быть достигнута не только путем выполнения чисто орфографических упражнений, но и в про1 Под музыку в ходе экспериментального обучения проводились не только контрольные диктанты, но также и творческие упражнения. |