2. Выпишите из данного текста слова с приставками на зи с-. Графически объясните правописание данных приставок. 3. Укажите, какова основная мысль этого текста. 2: Творческие упражнения. В ходе экспериментального обучения мы использовали творческие упражнения совместно с разными видами правилоориентироваиных упражнений. Когда у учащихся начинали создаваться устойчивые умения использовать в ходе письма способ определения' написания на основе правил орфографии, их языковой сути, мы предлагали школьникам выполнить наряду с орфографическими заданиями задания с элементами творческого письма. Например: Опираясь на данные слова и словосочетания, напишите сочинение-описание на тему «Осенний листок». Устно объясните правописание предлогов со словами и т.п. Мы полностью разделяем-мнение Д.Н; Богоявленского о том, что орфографическая грамотность учащихся1 может быть достигнута не только путем выполнения чисто орфографических упражнений, но и в процессе творческого письма, когда ученик излагает свои мысли по какому-либо вопросу. «Роль и значение творческого письма в овладении орфографической грамотностью по мере удаления от начальной стадии орфографических занятий будет все больше возрастать и приобретать главное место в обучении правописанию» [32, 274]. Поэтому процесс развития навыков, грамотного-письма в экспериментальном обучении шел именно этим путем. При' выполнении упражнений данного типа развивается творческое мышление учащихсяи совершенствуются речеведческо-орфографические умения и навыки, так как развиваются способности создавать собственные высказывания (различные по стилю и типу речи), правильно строить свою речь в соответствии со всеми нормами литературного языка. Таким образом, в ходе выполнения творческих упражнений школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании собственного письменного высказывания. Кратко охарактеризуем основные виды творческих упражнений. 2.1. Диктанты, творческого характера: зрительный, подготовительный (разученный), диктант по памяти, творческий диктант, свободный диктант, вое |
324 (фрагменты из лучших произведений мировой музыкальной культуры, записанные на магнитные пленки и диски)1. Грамматико-орфографические задания к контрольным диктантам давались небольшие (1 -2 задания), чтобы не переутомлять учащихся, так как само написание контрольного диктанта всегда требует сложной мыслительной работы во внутренней речи детей (см.: Приложение V, упражнение 26). Контрольный диктант остается в числе важных орфографических упражнений, так как удачно сочетает в себе и функцию обучения и функцию контроля знаний, умений и навыков учащихся. Проводились контрольные диктанты в экспериментальном обучении не чаще двух раз в четверть и включали, как правило, весь пройденный за этот отрезок времени орфографический материал. II. Творческие упражнения. Переход к данному типу упражнений в экспериментальном обучении был осуществлен не после того, когда учащиеся овладели навыками выполнения упражнений предыдущего типа, а совмещался параллельно с разными видами упражнений правилоориентированного типа, то есть как только учитель чувствовал, что у школьников начинают создаваться устойчивые умения использовать в ходе письма способ определения написания на основе правил орфографии, их языковой сути. Поэтому наряду с орфографическими заданиями сосуществовали и задания с элементами творческого письма. Например: Опираясь па данные слова и словосочетания, составьте простые распространенные предложения. Устно объясните правописание предлогов со словами и т.п. Кроме того, мы полностью разделяем мнение Д.Н. Богоявленского о том, что орфографическая грамотность учащихся может быть достигнута не только путем выполнения чисто орфографических упражнений, но и в про1 Под музыку в ходе экспериментального обучения проводились не только контрольные диктанты, но также и творческие упражнения. 325 цессе творческого письма, когда ученик излагает свои мысли по какому-либо вопросу. «Роль и значение творческого письма в овладении орфографической грамотностью по мере удаления от начальной стадии орфографических занятий будет все больше возрастать и приобретать главное место в обучении правописанию» (36, 274). Поэтому процесс развития навыков грамотного письма в экспериментальном обучении шел именно этим путем. «Учить применять орфографические правила к условиям творческого письма следует постепенно, нс ставя учеников перед необходимостью сразу в усложненных условиях иметь дело со всеми многочисленными орфографическими правилами», советовал Д.Н. Богоявленский (36, 274). Ученики постепенно приходят к творческому письму, но даже и на высшей стадии мыслительной деятельности, когда активизируется творческое мышление учащихся, отработка опоры на фактическое содержание правил орфографии в процессе письма не прекращается. Через творческие упражнения идет закрепление имеющихся умений и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности. Творческие упражнения это такой вид учебной работы, в котором в большей степени заложено личностное начало. С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники также учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания. Кратко охарактеризуем основные виды творческих упражнений. 1. Диктанты творческого характера: зрительный, подготовительный (разученный), диктант по памяти, творческий диктант, свободный диктант, восстановленный диктант, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста. |