167 Зрительные диктанты (традиционный и нетрадиционный), подготовительный диктант, диктант по памяти в ходе экспериментального обучения сочетались с группой диктантов с изменением текста, которые не требуют должной-записи диктуемого текста, а предполагают его изменение в рамках предложенной учителем, так называемой «прохраммы действий». Таким диктантом одновременно проверяют правописные и речевые навыки и умения и приближают учащихся к условиям творческой работы. Один из эффективных диктантов этой группы и называется творческим. В экспериментальном обучении использованы следующие виды творческого диктанта: • •' * а) составление текстов по отдельным словам (или словосочетаниям), которые диктует учитель: «Запишите под диктовку данные словосочетания и составьте с опорой на них небольшой рассказ на тему ...» и т.п.;. б) запись под диктовку текстов с заменой определенных языковых конструкций в предложениях: «Запишите текст, заменяя в предложениях однородные определения одним определением, выраженным сложным прилагательным и т.п.); в) запись под диктовку начала пословиц и поговорок с самостоятельным продолжением их концовок. (Прослушайте внимательно'начало пословиц и поговорок о дружбе, запишите их, самостоятельно закончив предложения» и т.п. Свободный диктант тоже не менее эффективный вид упражнения, совмещающий вольный пересказ исходного текста с решением орфографичесюхх задач. Этот диктант позволяет судить об уровне автоматизации речевых и правописных умений одновременно, так как ученик решает орфографические задачи в условиях необходимости воспроизводить текст, то есть в условиях, когда сосредоточить внимание только на одной орфографии невозможно: приходится думать и о содержательной стороне речи. Свободный диктант, по сути дела, совмещает в себе достоинства диктанта и изложения. С диктантом его сближает то, что текст прослушивается учащимися и целиком, и по частям (по абзацам), каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку, которая помогает поэтапно осознать основную |
328 пируйте основную мысль текста, используя строки из данного стихотворения»; «Подчерните в тексте разговорно-просторечные слова»; «Какова роль сравнения (сопоставления или метафоры) в этом тексте?», «О чем данный текст? Сформулируйте кратко его тему»; «Как бы Вы озаглавили данный текст и почему?»; «Выделите в тексте метафоры-существительные»; «Какова роль синонимов-прилагательных в тексте стихотворения?» «Можно ли сгруппировать большинство слов данного текста в какую-то определенную тематическую группу, например, пейзажная лексика? Если «да», то сделайте это, выписав нужные слова» и т.п. Названные виды диктантов хорошо сочетаются с группой диктантов с изменением текста, которые не требуют должной записи диктуемого связного текста, а предполагают его изменение в рамках предложенной учителем, так называемой «программы действий». Таким диктантом одновременно проверяют правописные и речевые навыки и умения и приближают учащихся к условиям творческой работы. Один из эффективных диктантов этой группы и называется творческим. В экспериментальном обучении использованы следующие виды творческого диктанта: а) составление текстов по отдельным словам (или словосочетаниям), которые диктует учитель (Запишите под диктовку данные словосочетания и составьте с опорой на та небольшой рассказ и т.п.); б) запись под диктовку предложений с заменой определенных языковых конструкций (Запишите предложения, заменяя в та однородные прилагательные одним сложиьш прилагательным и т.п.); в) запись под диктовку начала пословиц и поговорок с самостоятельным продолжением их концовок. (Слушайте внимательно начало пословиц и поговорок, запишите га, самостоятельно закончив предложения и т.п.); 329 Свободный диктант тоже не менее эффективный вид упражнения, совмещающий вольный пересказ исходного текста с решением орфографических задач. Этот диктант позволяет судить об уровне автоматизации навыков правописания, так как ученик решает орфографические задачи в условиях необходимости воспроизводить текст, то есть в условиях, когда сосредоточить внимание только на орфографии невозможно: приходится думать и о содержательной стороне речи. Свободный диктант,по сути дела, совмещает в себе достоинства диктанта и изложения. С диктантом его сближает то, что текст прослушивается учащимися и целиком, и по частям (по абзацам), каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку, которая помогает поэтапно осознать основную мысль диктуемого текста. Связь с изложением заключается в том, что текст не записывается учащимися под диктовку, а пересказывается. Кроме того, этот вид диктанта развивает память учеников, способствует формированию умений слушать тексты разного стиля и типа речи, он также обладает большими обучающими возможностями, так как служит образцом для подражания: ученик строит (создает) собственное высказывание по образцовому оригиналу. Обучающая сила свободного диктанта в процессе экспериментального обучения возрастала, потому что он всегда сопровождался заданиями, связанными с анализом содержания текста, например, «.Составьте план текста диктанта и запишите ключевые слова для каждой структурной части»; «Озаглавьте данный текст диктанта, основываясь на его тему»; «Озаглавьте текст диктанта, основываясь на его идею» и т.д. Таким образом, при написании свободного диктанта правописная работа органически сочетается с речевой. Восстановленный диктант. Использование этого вида упражнения еще больше приближает ученика к формированию навыков письменного пересказа услышанного текста. |