182 Упражнения творческого характера’способствуют не только формированию орфографически грамотного письма, но и интенсивному речевому развитию учащихся. • 3. Комплексные упражнения Комплексные упражнения это упражнения с таким характером заданий, когда внимание учащихся сосредоточено сразу на двух группах орфшрамм: 1) на написаниях, регулируемых правилами (правилонаправленных написаниях);^) на написаниях, не регулируемых правилами, а также написаниях слов, которые пишутся с прописной буквы. Такие упражнения способствуют систематизации знаний, обеспечивают преемственность в обучении и дают возможность повторить ранее изученные орфограммы и речеведческие умения и навыки на новом (по сравнению с предыдущим этапом обучении) уровне лексики. Кроме того, все комплексные упражненияимеют коммуникативную направленность, что способствует развитию связной речи учащихся. В основу разработки упражнений с комплексными заданиями, были положены следующие концептуальные положения: органичное единство ранее изученного материала с вновь изучаемым (это дает учащимся возможность отработать до навыка уже имеющиеся знания и умения и освоить под руководством учителя новые); систематическое сосредоточение в поле зрения учащихеяюпределенной группы орфо1рамм, когда внимание учащихся сосредотачивается сразу на 3-5 орфограммах; * ... формирование коммуникативных умений и навыков. Упражнения с комплексными заданиями формируют «определенные языковые умения, навыки сравнения и оценки фактов языка, воспитывают орфографическую зоркость, развивают чувство языка, способствуют общему развитию учащихся» (М.М. Разумовская). В экспериментальном обучении данные упражнения использовались на разных этапах каждого урока русского языка. Кроме того, в конце каждого учебного года, когда программный материал практически был изучен, учащие |
337 13. Письменный пересказ связного текста: полный, сжатый, выборочный (см.: Приложение V, упражнения 64 -66). 14. Письменные ответы на вопросы нелингвистического содержания (в форме полного связного высказывания) (см.: Приложение V, упражнения 67 -69). 15. Краткие письменные ответы на вопросы нелингвистического содержания (см.: Приложение V, упражнения 70-72). 16. Составление диалога (в письменной форме) на определенную тему в соответствии с нормами речевого этикета и всеми нормами литературного языка (см.: Приложение V, упражнения 73 -75). Здесь «во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности» (278, 297). Перечисленные виды упражнений творческого характера помопот учащимся не только приобретать необходимые навыки орфографически грамотного письма, но и способствуют их интенсивному речевому развитию, что особенно важно в связи с усилением общей речевой направленности современного школьного курса русского языка. III. Комплексные упражнения. Комплексные упражнения это упражнения с таким характером заданий, когда внимание учащихся сосредоточено сразу на двух группах орфограмм: 1) на написаниях, регулируемых правилами (правилонаправленных написаниях); 2) на написаних, не регулируемых правилами, а также написаниях слов, которые пишутся с прописной буквы. Такие упражнения способствуют систематизации знаний, обеспечивают преемственность в обучении и дают возможность повторить ранее изученные орфограммы на новом (по сравнению с предыдущим этапом обучении) уровне лексики. Кроме того, все комплексные упражнения имеют коммуникативную направленность, что способствует развитию связной речи учащихся. 338 В основу разработки упражнений с комплексными заданиями были положены следующие концептуальные положения: органичное единство ранее изученного материала с вновь изучаемым (это дает учащимся возможность отработать до навыка уже имеющиеся знания и умения и освоить под руководством учителя новые); систематическое сосредоточение в иоле зрения учащихся определенной группы орфограмм, когда внимание учащихся сосредотачивается сразу на 3-5 орфограммах; формирование коммуникативных умений и навыков. Упражнения с комплексными заданиями формируют «определенные языковые умения, навыки сравнения и оценки фактов языка, воспитывают орфографическую зоркость, развивают чувство языка, способствуют общему развитию учащихся» (М.М. Разумовская). В экспериментальном обучении данные упражнения использовались на разных этапах каждого урока русского языка. Кроме того, в конце каждого учебного года, когда программный материал практически был изучен, учащиеся выполняли целую серию (из 25 30) упражнений комплексного характера, тем самым, повторяя и закрепляя весь изученный за год орфографический материал. В конце учебного года упражнения с комплексными заданиями составляли главное содержание учебной работы на этапе подготовки учащихся к итоговому контрольному диктанту за весь учебный год. Тексты для комплексных упражнений использовались недеформированные, отражающие интересы детей, воспитывающие у них понимание художественного текста как явления искусства речи. Мы исходили из того, что необходимо обращаться к «безукоризненным образцам», какими являются отрывки из произведений художественной литературы. Такой подход-одно из средств создания развивающей личность речевой среды, о чем писала Л.П. Федоренко: «Развивающий потенциал речевой среды тогда оп |