Проверяемый текст
Ларионова Людмила Геннадиевна. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе (Диссертация 2005)
[стр. 34]

34 часто предстают не в словообразовательном гнезде (в частности при написании проверяемой безударной гласной или проверяемой согласной в корне слова), а в своем ассоциативном поле (например; небо — голубое.
мать — отец и т.
п.), вот почему ученики--порой-затрудняются правильно написать то или иное слово, выбрать при письме нужную букву в корне, приставке, суффиксе, окончании, соотнести орфограмму с нужным правилом.
Ассоциативное
поле у каждого ребенка действительно свое и по составу наименований, и по силе связей между ними.
В психолингвистике выделяют прежде всего синтагматические (например, погибнуть плохо, листок падает) и парадигматические ассоциации (например, отеческий — материнский, болеть сидеть) [26,.131-135].
.
«Синтагматическими ассоциациями называют ассоциации, грамматический класс которых отличен от
1рамматического класса слова-стимула.
Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы.
Они подчиняются принципу«минимального контраста», согласно которому, чем меньше отличаются словастимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе.
Этот принцип объясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: множество ассоциаций, выданных на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в слове-стимуле» [26,131].
' '
• • ' На характере ассоциаций при письме сказываются и возраст учащихся, и обстановка в семье, и состояние здоровья ученика, и географические условия, и многие другие факторы (А.Н.
Леонтьев, А.А.
Залевская и др.).
На устройство ментального лексикона учащихся несомненное влияние оказывает уровень их общей языковой культуры.
Ментальный лексикон представляет собой всю совокупность знаний учащегося о словах, их значениях
и правописании..
Ментальный лексикон устроен по правилам, которые отражают фонологические, грамматические и семантические характеристики слов.
Поиск
[стр. 109]

109 сознании пишущего (369, 327).
Когда ребенок пишет, слова для него довольно часто предстают не в словообразовательном гнезде (в частности, при написании проверяемой безударной гласной или проверяемой согласной в корне), а в своем ассоциативном ноле (например, небо голубое, мать — отец и т.п.), вот почему ученики порой затрудняются правильно написать то или иное слово, выбрать при письме нужную букву в корне, приставке, суффиксе, окончании, соотнести орфограмму с нужным правилом.
Ассоциативное
попе у каждого ребенка действительно свое и по составу наименований, и по силе связей между ними.
13 психолингвистике выделяют прежде всего синтагматические (например, погибнуть плохо, листок падает) и парадигматические ассоциации (например, отеческий — материнский, болеть сидеть) (26, 131-135).
«Синтагматическими ассоциациями называют ассоциации, грамматический класс которых отличен от
грамматического класса слова-стимула.
Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы.
Они подчиняются принципу «минимального контраста», согласно которому, чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе.
Этот принцип объясняет, почему по характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: множество ассоциаций, выданных на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в слове-стимуле» (26, 131).

На характере ассоциаций при письме сказываются и возраст учащихся, и обстановка в семье, и состояние здоровья ученика, и географические условия, и многие другие факторы
(АЛ.
Леонтьев, А.А.
Залевская и др.).
На устройство же ментального лексикона учащихся несомненное влияние оказывает уровень их общей языковой культуры.
Ментальный лексикон представляет собой всю совокупность знаний учащегося о словах, их значе


[стр.,110]

по ниях и правописании.
Ментальный лексикон устроен по правилам, которые отражают фонологические, грамматические и семантические характеристики слов.
Поиск
слова в ментальном лексиконе зависит не только от таких внутренних характеристик, как частота слова и влияние контекста.
Главными вопросами, на которые психолингвисты пытаются найти ответ, являются вопрос о том, как осуществляется лексический доступ к словарной статье в ментальном лексиконе и как происходит опознавание слова.
Американский психолингвист И.
Секерина (Университет Пенсильвании, Филадельфия) на страницах книги «Современная американская лингвистика: функциональные направления» приводит интересные обобщающие результаты экспериментальных исследований по ментальному лексикону, которые проводились в течение двух последних десятилетий американскими учеными (395, 237238).
Так, американские ученые установили, если в процессе лексического доступа не была найдена словарная статья, обязательно происходит повторное опознание слова, что является подтверждением существования процесса морфологического расчленения слова при лексическом доступе.
Кроме того, именительная форма слова в ее целостности стоит всегда в центре группы словарных статей, а все косвенные падежи находятся внутри словарной статьи для именительной формы на одинаковом удалении друг от друга вне зависимости от совпадения их фонологической формы.
Все эти результаты исследований американских ученых подтверждают морфологическую организацию ментального лексикона учащихся.
Несмотря на то, что словесные ассоциации и ментальный лексикон индивидуальны, порой субъективны, «они вместе с тем актуализируют весь лексический компонент речевых способностей ребенка, в том числе и культурные особенности лексикона носителей языка.
Учет их необходим при создании системы обучения родному языку, поскольку ассоциации позво

[Back]