Проверяемый текст
Мизес Л., Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. -- М.: "Начала-Пресс", 1994.
[стр. 29]

платить за них экспортом отечественной продукции.
Все, что могло бы затруднить или прервать международный товарообмен, нанесло бы огромный ущерб всей человеческой цивилизации и подорвало бы благосостояние, а по сути дела
основу существования современных людей.
Либералы полагают, что в век, когда народы в такой степени зависят от товаров зарубежного производства, нельзя больше развязывать войн.
Любое прекращение потока импорта могло бы оказать решающее воздействие на результат войны, развязанной нацией, занятой в международном разделении труда.
Поэтому политика, желающая учитывать возможность войны, должна постараться сделать национальную экономику самообеспечиваемой, т.е.
она даже в мирное время должна быть нацелена на свертывание международного разделения труда у границ своей страны.

Далее либералы подчеркивают, что в стране может царить внутренний мир только при условии, что демократическая конституция гарантирует бесконфликтное приспосабливание правительства к воле граждан.
Ничего другого, кроме последовательного применения этого же принципа,
по их мнению, не требуется и для обеспечения мира между народами [7].
Впрочем, либералы более раннего времени полагали, что народы земли миролюбивы по своей природе и только монархи желают войны, чтобы увеличить свою мощь и состояние путем завоевания провинций.
Поэтому они полагали, что для обеспечения длительного мира достаточно заменить власть династических принцев правительствами,
зависяпщми от народа.
Если демократическая республика сочтет, что ее существующие границы, сформированные ходом истории до перехода к либерализму, больше не отвечают политическим желаниям народа, они должны быть изменены мирным путем, чтобы соответствовать результатам плебисцита, выражающего народную волю.
Необходимо всегда иметь возможность изменять границы государства, если ясно
была выражена воля населения определенного района присоединиться к другому государству и выйти из того, к которому оно принадлежит в настоящий момент [8].
29
[стр. 112]

лизм научил нации соблюдать мир во внутренней политике, именно мир он надеется убедить сохранять и в отношениях с другими странами.
Именно из международного разделения труда либерализм и выводит решительный и неопровержимый довод против войны.
Разделение труда уже давно вышло за рамки отдельной нации.
Ни одна цивилизованная нация сегодня не удовлетворяет свои потребности исключительно только за счет собственного производства.
Все вынуждены получать товары из-за рубежа и платить за них экспортом отечественной продукции.
Все, что могло бы затруднить или прервать международный товарообмен, нанесло бы огромный ущерб всей человеческой цивилизации и подорвало бы благосостояние, а по сути дела
– основу существования миллионов и миллионов людей.
В век, когда народы зависят от товаров зарубежного производства, нельзя больше развязывать войн.
Любое прекращение потока импорта могло бы оказать решающее воздействие на результат войны, развязанной нацией, занятой в международном разделении труда.
Поэтому политика, желающая учитывать возможность войны, должна постараться сделать национальную экономику самообеспечиваемой, т.е.
она даже в мирное время должна быть нацелена на свертывание международного разделения труда у границ своей страны.

Если бы Германия пожелала выйти из международного разделения труда и постаралась бы удовлетворить все свои потребности непосредственно за счет внутреннего производства, то совокупный годовой национальный продукт Германии уменьшился бы, а за ним – благосостояние, уровень жизни и культурный уровень немецкого народа существенно снизились.
2.
Право на самоопределение Уже отмечалось, что в стране может царить внутренний мир только при условии, что демократическая конституция гарантирует бесконфликтное приспосабливание правительства к воле граждан.
Ничего другого, кроме последовательного применения этого же принципа,
не требуется также и для обеспечения мира между народами.
Либералы более раннего времени полагали, что народы земли миролюбивы по своей природе и только монархи желают войны, чтобы увеличить свою мощь и состояние путем завоевания провинций.
Поэтому они полагали, что для обеспечения длительного мира достаточно заменить власть династических принцев правительствами,
зависящими от народа.
Если демократическая республика сочтет, что ее существующие границы, сформированные ходом истории до перехода к либерализму, больше не отвечают политическим желаниям народа, они должны быть изменены мирным путем, чтобы соответствовать результатам плебисцита, выражающего народную волю.
Необходимо всегда иметь возможность изменять границы государства, если ясно


[стр.,113]

была выражена воля населения определенного района присоединиться к другому государству и выйти из того, к которому оно принадлежит в настоящий момент.
В XVII и XVIII веках российские цари присоединили к своей империи крупные области, население которых никогда не испытывало желания принадлежать российскому государству.
Даже если бы Российская империя приняла абсолютно демократическую конституцию, желание населения этих территорий не было бы удовлетворено, потому что они не хотели связывать себя какими-либо узами политического союза с Россией.
Их демократическим требованием было освобождение от Российской империи, создание независимых Польши, Финляндии, Латвии, Литвы и т.д.
Тот факт, что эти и подобные им требования других народов (например, итальянцев, немцев в Шлезвиг-Гольштейне, славян в Габсбургской империи) могли быть удовлетворены только вооруженным путем, был важнейшей причиной всех войн, происшедших в Европе со времен Венского конгресса.
Право на самоопределение в вопросе о принадлежности к определенному государству, таким образом, означает: всякий раз, когда население какойлибо территории, будь то отдельная деревня, целый район или несколько прилегающих районов, дает знать путем свободного плебисцита, что оно больше не желает быть объединенным в государстве, к которому принадлежит в настоящий момент, а хочет либо образовать независимое государство, либо присоединиться к какому-нибудь другому государству, – его желание следует уважать и исполнять.
Это единственно возможный и эффективный способ избежать революций, гражданских и мировых войн.
Называть это право на самоопределение «правом на самоопределение наций» – значит, неправильно его понимать.
Это не право на самоопределение национальной единицы в сложившихся границах, а право населения территории решать вопрос о членстве в государстве, к которому оно хочет принадлежать.
Непонимание этого различия приобретает ужасающие последствия, когда выражение «самоопределение наций» используется для обозначения того, что национальное государство имеет право отделять и включать в свой состав вопреки воле населения части нации, находящиеся на территории другого государства.
Именно на основе понимаемого в этом смысле права на самоопределение наций итальянские фашисты стремятся оправдать свое требование об отделении кантонов от Швейцарии и присоединении их к Италии несмотря на то, что жители этих кантонов не испытывают такого желания.
Подобную позицию занимают и некоторые сторонники пангерманизма в отношении немецкой Швейцарии и Нидерландов.

[Back]