Проверяемый текст
Мизес Л., Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. -- М.: "Начала-Пресс", 1994.
[стр. 32]

идеи путем убеждения.
Однако если стремиться решить их политическую судьбу против их воли путем призывов к якобы более высокому праву нации, то это нарушает право на самоопределение
нс в меньшей степени, чем любая другая форма угнетения.
К примеру, раздел Швейцарии Германией, Францией и Италией, даже если он и был бы осуществлен в точном соответствии с языковыми границами, был бы, с точки зрения либералов, грубейшим нарушением права на самоопределение [12].
Либеральные политики полагают, что опыт двух мировых войн достаточен для осознания необходимости вечного мира, а длительный мир можно достигнуть, только осуществляя повсюду либеральную программу и следуя ей постоянно и последовательно.
Мировые войны в их трактовке были не чем иным, как естественным и неизбежным следствием антилиберальной политики, ибо необходимо «устранить все побудительные мотивы агрессии» [13].
Должен быть установлен такой мировой порядок, при котором нации и национальные
іруппы были бы удовлетворены условиями жизни и не ощущали необходимости прибегать к войне.
Либерал не рассчитывает па то, что война будет уничтожена путем чтения молитв и проповеди морали.
Он стремится создать социальные условия, которые устранят причины войн.
Первое требование
либералов в этом плане частная собственность.
Важный побудительный мотив для развязывания войны уже исключается, если частная собственность гарантируется даже во время войны, когда победитель не имеет права присваивать себе собственность частных лиц, а присвоение государственной собственности не имеет большого значения, потому что повсюду преобладает частная собственность на средства производства.
Однако этого далеко не достаточно, чтобы гарантировать мир.
Чтобы осуществление права на самоопределение не могло быть сведено к фарсу,
по мнению либералов, должны быть созданы такие политические институты, которые облегчают последствия передачи суверенитета над 32
[стр. 114]

Право на самоопределение, о котором мы говорим, это не право на самоопределение наций, а скорее право на самоопределение населения каждой достаточно крупной для создания независимой административной единицы территории.
Следовало бы на самом деле каким-то образом распространить право на самоопределение до уровня отдельной личности.
Это неосуществимо только из-за непреодолимых трудностей технического характера.
Так, необходимо, чтобы регион управлялся как отдельная административная единица и право на самоопределение ограничивалось волей большинства населения достаточно крупных областей, чтобы в системе управления страной считать их территориальными единицами.
Везде, где право на самоопределение было осуществлено (и везде, где бы его позволили осуществить), оно привело в XIX и XX веках (или привело бы) к созданию государств, состоящих из одной национальности (из людей, говорящих на одном языке), и к распаду государств, состоящих из нескольких национальностей, но – как следствие свободного выбора всех имеющих право участвовать в плебисците.
Создание государств, объединяющих всех членов национальной группы, было результатом осуществления права на самоопределение, а не его целью.
Если некоторые части нации полагают, что им лучше быть политически независимыми и не быть частью государства, объединяющего всех представителей одной и той же языковой группы, конечно, можно попытаться изменить их политические идеи путем убеждения перейти на сторону принципа национальности, в соответствии с которым все члены одной и той же языковой группы должны создать независимое государство.
Однако если стремиться решить их политическую судьбу против их воли путем призывов к якобы более высокому праву нации, то это нарушает право на самоопределение
не в меньшей степени, чем любая другая форма угнетения.
Раздел Швейцарии Германией, Францией и Италией, даже если он и был бы осуществлен в точном соответствии с языковыми границами, был бы
таким же грубым нарушением права на самоопределение, как и раздел Польши.
3.
Политические основы мира Имея опыт мировой войны <имеется в виду первая мировая война.
– Прим.
ред.>, можно было бы подумать, что осознание необходимости вечного мира станет всеобщим.
Однако все еще не признается тот факт, что длительный мир можно достигнуть, только осуществляя повсюду либеральную программу и следуя ей постоянно и последовательно, и что мировая война была не чем иным, как естественным и неизбежным следствием антилиберальной политики последних десятилетий.


[стр.,115]

Бессмысленный и бездумный лозунг возлагает на капитализм ответственность за начало войны.
Связь между войной и политикой протекционизма совершенно очевидна, и, конечно, в результате грубого игнорирования фактов покровительственный тариф отождествляется непосредственно с капитализмом.
Люди забывают, что еще совсем недавно все националистические издания были заполнены резкой критикой в адрес международного капитала («финансового капитала» и «международного золотого треста») за то, что он ставит себя вне родной страны, выступает против протекционистских тарифов, против войны и расположен к миру.
Абсурдно также обвинять и военную промышленность в развязывании войны.
Военная промышленность появилась и достигла значительных размеров, потому что настроенные на войну правительства и люди требовали вооружений.
Было бы действительно нелепо полагать, что нации обратились к империалистической политике в порядке любезности в отношении производителей оружия.
Военная промышленность, как и любая другая, появилась, чтобы удовлетворить спрос.
Если бы нации предпочли пулям и взрывчатке другие товары, то фабриканты произвели бы эти товары вместо вооружений.
Можно предположить, что мечта о мире сегодня имеет всеобщий характер.
Но народы мира совсем не понимают, какие условия необходимо выполнять для обеспечения мира.
Чтобы не был потревожен мир, необходимо устранить все побудительные мотивы агрессии.
Должен быть установлен такой мировой порядок, при котором нации и национальные
группы были бы удовлетворены условиями жизни и не ощущали необходимости прибегать к отчаянному средству – войне.
Либерал не рассчитывает на то, что война будет уничтожена путем чтения молитв и проповеди морали.
Он стремится создать социальные условия, которые устранят причины войн.
Первое требование
в этом плане – частная собственность.
Важный побудительный мотив для развязывания войны уже исключается, если частная собственность гарантируется даже во время войны, когда победитель не имеет права присваивать себе собственность частных лиц, а присвоение государственной собственности не имеет большого значения, потому что повсюду преобладает частная собственность на средства производства.
Однако, этого далеко не достаточно, чтобы гарантировать мир.
Чтобы осуществление права на самоопределение не могло быть сведено к фарсу,
должны быть созданы такие политические институты, которые облегчают последствия передачи суверенитета над территорией другому государству, не предоставляя никому никаких преимуществ и не причиняя никому вреда.
У людей существует не

[Back]