Проверяемый текст
Мизес Л., Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. -- М.: "Начала-Пресс", 1994.
[стр. 34]

мире вся поверхность земли образует единую экономическую территорию [16].
Либерализм, в соответствии с которым государство создается по воле большинства людей, живущих на определенной территории, не допускает каких-либо военных соображений, которые ранее были решающими в определении границ государства.
Он отвергает право на завоевание.
Он не может принять
аріумента о «стратегических границах» и считает совершенно непостижимым требование о включении какой-либо территории в состав государства для того, чтобы укрепить передний край обороны.
Либерализм
с момента своего возникновения не признавал «историческое право» какоголибо монарха наследовать провинцию.
В либеральном понимании король может править только людьми, а не территорией (жители которой рассматриваются как приложение к земельным владениям)
[17].
Таким образом, с появлением либерализма вопрос о том, как следует устанавливать границы государств, впервые стал проблемой, не зависящей от военных, исторических и юридических соображений.
Именно либерализм создал правовую форму, с помощью которой могло бы быть выражено желание народа принадлежать или не принадлежать определенному государству —
плебисцит [18].
Государство, к которому хотят принадлежать жители определенной территории, должно быть выявлено путем опроса.
Но даже если бы все необходимые экономические и политические условия (включая антидискриминационные меры в отношении образования) были выполнены, чтобы не допустить сведения плебисцита к фарсу, даже если бы было возможно провести выборы среди жителей каждой общины и повторять такие выборы всякий раз, когда меняются обстоятельства, то некоторые нерешенные проблемы, конечно, все еще остались бы в качестве возможных источников трений между различными национальностями.
Ситуация, когда приходится принадлежать к государству, к которому принадлежать не хочется, не менее тягостна, сложилась ли она в результате плебисцита или ее приходится терпеть в
34
[стр. 121]

Обширные районы земли заселены представителями не одной национальности, расы или религии, а пестрой смесью многих народов.
В результате миграционных движений, которые обязательно следуют за изменениями в размещении производства, проблема смешанного населения охватывает новые территории.
Если нет желания искусственно усугублять трения, которые возникают от этого совместного проживания различных групп, то ограничить деятельность государства нужно только теми задачами, которые оно одно и может решать.
4.
Национализм Пока нациями управляли монархи, идея о том, чтобы подогнать границы государства так, чтобы они совпали с границами между национальностями, не могла найти одобрения.
Если властелин хотел включить провинцию в свое королевство, его мало беспокоило, согласны ли жители – подданные – со сменой правителей или нет.
Единственное, о чем заботился властелин, достаточно ли имеющихся вооруженных сил для захвата и удержания территории.
Собственное поведение публично оправдывалось ссылками на законность притязаний.
Национальность жителей захватываемой территории вообще не принималась во внимание.
Именно с появлением либерализма вопрос о том, как следует устанавливать границы государств, впервые стал проблемой, не зависящей от военных, исторических и юридических соображений.
Либерализм, в соответствии с которым государство создается по воле большинства людей, живущих на определенной территории, не допускает каких-либо военных соображений, которые ранее были решающими в определении границ государства.
Он отвергает право на завоевание.
Он не может принять
аргумента о «стратегических границах» и считает совершенно непостижимым требование о включении клочка земли в состав какого-либо государства для того, чтобы укрепить передний край обороны.
Либерализм
не признает историческое право принца наследовать провинцию.
В либеральном понимании король может править только людьми, а не территорией, жители которой рассматриваются как приложение к земельным владениям.

Монарх милостию Божией носит титул по названию территории, например, «Король Франции».
Короли милостию либерализма получили свои титулы не от названия территории, а от имени народа, которым они правили как конституционные монархи.
Так, Луи Филипп носил титул короля французов, таким же образом сейчас существует король бельгийцев, как когда-то был король эллинов.
Именно либерализм создал правовую форму, с помощью которой могло бы быть выражено желание народа принадлежать или не принадлежать определенному государству,
– плебисцит.
Государство, к которому хотят принад

[стр.,122]

лежать жители определенной территории, должно быть выявлено путем опроса.
Но даже если бы все необходимые экономические и политические условия (включая антидискриминационные меры в отношении образования) были выполнены, чтобы не допустить сведения плебисцита к фарсу, даже если бы было возможно провести выборы среди жителей каждой общины и повторять такие выборы всякий раз, когда меняются обстоятельства, то некоторые нерешенные проблемы, конечно, все еще остались бы в качестве возможных источников трений между различными национальностями.
Ситуация, когда приходится принадлежать к государству, к которому принадлежать не хочется, не менее тягостна, сложилась ли она в результате плебисцита или ее приходится терпеть в
результате военного завоевания.
Но она вдвойне трудна для человека, который отрезан от большей части своих соотечественников языковым барьером.
Быть членом национального меньшинства всегда означает быть гражданином второго сорта.
Обсуждение политических вопросов, конечно, должно осуществляться в письменной или устной форме – в речах, газетных статьях и книгах.
Однако эти средства политического просвещения и дискуссий не находятся в распоряжении языкового меньшинства в такой же степени, в какой ими обладают те, чей родной язык (язык, используемый в повседневной речи) – это язык, на котором ведется обсуждение.
В конце концов политическая мысль народа – это отражение идей, содержащихся в его политической литературе.
Облеченный в форму писаного закона результат политических дискуссий приобретает непосредственное значение для гражданина, говорящего на ином языке, поскольку он обязан подчиняться закону.
Он испытывает чувство отстраненности от активного участия в отправлении законодательной власти или, по крайней мере, чувствует, что ему не позволили участвовать в нем в такой же степени, в какой это доступно тем, чей родной язык – это язык правящего большинства.
И когда он предстает перед судьей или любым административным лицом как сторона, выступающая с прошением или петицией, он сталкивается с людьми, политическая мысль которых ему чужда, потому что она развивалась под воздействием иных идеологических влияний.
Но даже, помимо всего этого, уже сам факт того, что представителям меньшинства при появлении в суде или при общении с административными властями необходимо пользоваться чужим для них языком, ставит их во многих отношениях в невыгодное положение.
Совершенно различно положение тех, кто предстает перед судом и может обратиться к судьям непосредственно, и тех, кто вынужден пользоваться услугами переводчика.
На каждом шагу члена национального меньшинства заставляют ощущать, что он живет

[Back]