Проверяемый текст
Мизес Л., Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. -- М.: "Начала-Пресс", 1994.
[стр. 46]

один мог бы на века вперед обеспечить Европе то важное место в мировой политике, которое она занимала в прошлом.
Либералы полагают, что любая реформа в международных отношениях должна быть нацелена на устранение ситуации, когда каждая страна стремится всеми возможными способами расширить свою территорию за счет других стран.
Проблема международных границ, имеющая сегодня чрезвычайное значение, должна потерять всю свою значимость.
Страны должны прийти к пониманию того, что самой важной проблемой внешней политики является установление прочного мира, и они должны осознать, что это может быть повсеместно достигнуто лишь тогда, когда поле деятельности государства ограничено самыми узкими рамками.
Только в этом случае размер и протяженность территории, подвластной суверенитету государства, не будет больше иметь такого решающего значения для жизни человека, ради чего стоит проливать реки крови при решении пограничных споров.
Узость мышления, не способного выйти за рамки своего собственного государства и своей собственной нации и не имеющего понятия о важности международного сотрудничества, должна быть заменена космополитическим мировоззрением.
Однако это возможно лишь при условии, если сообщество наций, международное супергосударство основано таким образом, что ни один народ и
пи одна личность не подвергаются угнетению из-за их конфессиональных или национальных особенностей [39].
Чтобы преодолеть национальный провинциализм и заменить его действительно
космополитической политикой, нациям необходимо прежде всего осознать, что взаимная вражда не в их интересах и каждая нация наилучшим образом служит своему делу, когда она занята обеспечением всеобщего развития и тщательно воздерживается от любой попытки применить насилие против других наций или их части.
Таким образом, необходима не замена национального шовинизма шовинизмом, который в качестве своей цели имел бы большую, наднациональную сущность, а скорее осознание того, что любой вид шовинизма ошибочен
[40].
Прежние 46
[стр. 142]

ет все более ясно проявляющееся у каждого человека осознание того, что не может быть ничего более нелепого, чем проводимая в наши дни странами Европы политика покровительственных тарифов.
Только дальнейшее развитие международного разделения труда может увеличить благосостояние и произвести избыток товаров, необходимый для подъема уровня жизни и тем самым культурного уровня масс.
Экономическая политика всех стран, но особенно малых европейских наций, как раз и направлена на устранение международного разделения труда.
Если сравнить условия, в которых действует американская промышленность с потенциальным внутренним рынком из более 120 миллионов богатых потребителей на огромной территории, не разгороженной тарифами или подобными препятствиями – с условиями, в тисках которых бьется немецкая, чехословацкая или венгерская промышленность, – то сразу становится очевидной полная нелепость попыток создать маленькие автаркические экономические территории.
Проблемы, одолевающие сторонников идеи Соединенных Штатов Европы, несомненно существуют, и чем быстрее они будут устранены, тем лучше.
Но создание Соединенных Штатов Европы – не самое подходящее средство достижения этой цели.
Любая реформа в международных отношениях должна быть нацелена на устранение ситуации, когда каждая страна стремится всеми возможными способами расширить свою территорию за счет других стран.
Проблема международных границ, имеющая сегодня чрезвычайное значение, должна потерять всю свою значимость.
Страны должны прийти к пониманию того, что самой важной проблемой внешней политики является установление прочного мира, и они должны осознать, что это может быть повсеместно достигнуто лишь тогда, когда поле деятельности государства ограничено самыми узкими рамками.
Только в этом случае размер и протяженность территории, подвластной суверенитету государства, не будет больше иметь такого решающего значения для жизни человека, ради чего стоит проливать реки крови при решении пограничных споров.
Узость мышления, не способного выйти за рамки своего собственного государства и своей собственной нации и не имеющего понятия о важности международного сотрудничества, должна быть заменена космополитическим мировоззрением.
Однако это возможно лишь при условии, если сообщество наций, международное супергосударство основано таким образом, что ни один народ и
ни одна личность не подвергаются угнетению из-за их национальности или национальных особенностей.
Националистическая политика, всегда начинающая со стремления уничтожить соседа, должна в конечном счете привести ко всеобщей гибели.
Чтобы преодолеть национальный провинциализм и заменить его действительно


[стр.,143]

космополитической политикой, нациям необходимо прежде всего осознать, что взаимная вражда не в их интересах и каждая нация наилучшим образом служит своему делу, когда она занята обеспечением всеобщего развития и тщательно воздерживается от любой попытки применить насилие против других наций или их части.
Таким образом, необходима не замена национального шовинизма шовинизмом, который в качестве своей цели имел бы большую, наднациональную сущность, а скорее осознание того, что любой вид шовинизма ошибочен.

Прежние милитаристские методы международной политики должны уступить новым мирным методам, направленным на совместные усилия, а не на взаимные боевые действия.
Однако сторонники пан-Европы и Соединенных Штатов Европы имеют в виду другие цели.
Они не планируют создавать государство нового типа, чья политика отличалась бы от империалистических и милитаристских государств, существовавших до наших дней, но напротив – воссоздать старую империалистическую и милитаристскую идею государства.
Пан-Европе надлежит по замыслу быть более великой, чем отдельные государства, ей надлежит быть более мощной и поэтому более эффективной в военном плане и лучше подходящей для противостояния таким великим державам, как Англия, Соединенные Штаты Америки и Россия.
Европейскому шовинизму надлежит заменить разновидности французского, немецкого или венгерского шовинизма; объединенному фронту, образованному всеми европейскими державами, предстоит быть направленным против «иностранцев»: англичан, американцев, русских, китайцев и японцев.
Создавать шовинистическое политическое сознание и шовинистическую военную политику можно лишь на национальной, а не на географической основе.
Языковая общность обязывает представителей одной национальности сплачиваться вместе, а языковые различия создают пропасть между нациями.
Если бы не этот факт – независимо от всех идеологий, – шовинистическое мышление никогда бы не смогло развиться.
Географу с картой в руке, несомненно, ничего не стоит рассматривать европейский континент (не считая России) как единый, но географическое единство не создает у жителей конкретного региона чувства общности или солидарности, на котором государственный деятель мог бы строить свои планы.
Можно вбить в голову жителя Рейна убеждение, что он защищает свое дело, участвуя в битве на стороне немцев Восточной Пруссии.
Возможно даже заставить поверить в идею, что дело всего человечества – это также и его дело.
Но он никогда не сможет понять, что если ему придется выступить бок о бок с португальцами, потому что они тоже континентальные европейцы, то дело островной Англии будет делом противника или, в лучшем случае, нейтрального чужака.
Невозможно

[Back]