Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 105]

конфессиональном составе доли русских и православных; тяжелое материальное положение; падение уровня интеллигентности и общего образования.
Нашли конкретные негативные проявления здесь и следствия предкризисного состояния Российской империи: падение уровня военного профессионализма; ослабление религиозности; отсутствие должного уровня личной примерности офицеров в воинской дисциплине; недостаточно высокий уровень морально-психологического состояния.
Историческая традиция нравственного воспитания российского офицерства серьезно девальвировалась тем, что в царской армии широко распространилось пьянство, рукоприкладство по отношению к солдатам, грубость и хамство командования, угодничество подчиненных.
Тем не менее, в Первую мировую войну вступил офицерский корпус, для которого были характерны (по крайней мере, большинству из них) следующие черты: данные офицеры являлись, как правило, потомственными военными (часто и потомственными дворянами), носящими погоны с десятилетнего возраста, пришедшими в военное училище из кадетского корпуса; они были безгранично преданы престолу и Отечеству.
В ходе Первой мировой войны вооруженные силы Российской империи морально разлагались, что не могло не поколебать нравственных начал и в офицерском корпусе.
Он был, в первую очередь, из-за неадекватного восполнения потерь кадровых офицеров офицерами военного времени и новопроизведенными из нижних чинов.
Офицерство серьезно трансформировалось.
Причем, не в лучшую сторону.
В революционном 1917 г.
офицерство стало главным объектом социального насилия со стороны разбушевавшейся революционной стихии, олицетворявшейся (в данном случае) в лице морально разложенных солдатских масс.
После подавления корниловского мятежа это насилие приняло чрезвычайные, не поддающиеся оценке здравым рассудком формы, главное содержание которых массовое уничтожение офицерства.
105
[стр. 60]

нию негативных явлений в офицерской среде страдали непоследовательностью, неэффективностью.
Они не носили упреждающего характера.
Следовательно, формирование личности армейских офицеров проходило в сложных, диалектически противоречивых условиях.
Объективно они были недостаточно благоприятными для формирования у них позитивных духовномировоззренческих основ и высокого профессионализма.
2.3.
Между тем, в войну вступил офицерский корпус, которому, не смотря на негативные моменты, связанные с кризисными явлениями, упомянутыми выше, были присущи такие характерные черты (по крайней мере, большинству из них): данные офицеры являлись, как правило, потомственными военными (часто и потомственными дворянами), носящими погоны с десятилетнего возраста, пришедшими в военное училище из кадетского корпуса; они были безгранично преданы престолу и Отечеству1'19.
Однако к началу Первой мировой войны офицерское кадровое ядро было существенно деформировано за счет вхождения в него офицеров военного времени (см.
табл.
3).
59Правда, относительно преданное™ престолу и Отечеству, есть необходимость, полагает диссертант, сделать такую пометку: нельзя сбрасывать со счетов того, что серьезным трансформациям социально-политического и духовного порядка были подвержены и кадровые офицеры.
Это не прошло незамеченным, например, для А.И.Деникина.
Констатируя, что русское кадровое офицерство в большинстве разделяло монархические убеждения, он, однако, утверждает, что жизнь как будто толкала офицеров на протест против существующего строя: «Среди служивых людей с давних пор не было элемента настолько обездоленного, настолько необеспеченного и бесправного, как рядовое русское офицерство.
Буквально нищенская жизнь, попрание сверху прав и самолюбия; венец карьеры для большинства — подполковничий чин и болезненная, полуголодная старость» (Деникин А.
И.
Очерки Русской смуты...
Т.
I, вып.
1.
С.
11-12.).
60

[Back]