Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 120]

нералам М.
В.
Алексееву, Л.
Г.
Корнилову, А.
И.
Деникину иного выбора, как руководствоваться в формировании Добровольческой армии именно принципом добровольческого комплектования.
Тому есть ряд причин: у военно-политических лидеров Южнороссийского Белого движения в фазе генезиса Добровольческой армии отсутствовала собственно базовая территория, где можно было бы проводить организаторскую работу в соответствии с устоявшимися принципами строительства вооруженных сил как государственного института; не имелось в распоряжении формирователей армии соответствующего мобилизационного аппарата.
Отсюда и появился первый нормативный акт, гласящий о том, что каждый записавшийся в ряды формирующейся Добровольческой армии на Юге России в ноябре 1917 январе 1918 г., давал подписку прослужить четыре месяца и обещал беспрекословное повиновение командованию311.
Что характерно: принцип добровольчества в строительстве вооруженных сил южнороссийского Белого движения имел место не только в период формирования Добровольческой армии.
Он существовал довольно долго практически до конца 1918 г.
«С конца 1918 года, вспоминал А.
И.
Деникин, армии Юга становятся народными, поскольку интеллектуальное преобладание казачьего и служилого офицерского элемента не наложило на них внешне классового отпечатка»312.
311См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
2.
С.
140.

Это объясняет, в значительной степени и то, что когда офицеры, приходящие в бюро записи добровольцев, задавая вопрос: «Что дает Добровольческая организация?» получали категоричный ответ: «Винтовку и пять патронов», и предупреждение для задумавшихся офицеров о том, что от «большевиков можно получить и пулю в затылок» (Марковцы в походах и боях за Родину в освободительной войне 1917-1920 годов.
Кн.
1.
Париж, 1962.
С.

64).
312Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
4.
С.
84.

См., также, напр.: Марковцы в походах и боях за Родину...; Суворин Бор.
За Родиной: героическая эпоха Добровольческой армии / Борис Суворин.
Берлин, 1922; Зарождение Добровольческой армии
Усост., науч.
ред., лредисл.
и коммент.
С.
В.
Волкова.
М., 2001; Гуль Р.
Ледяной поход (с Корниловым).
М., 1990; Рыцари тернового венца: воспоминания чл.
Гос.
Думы Л.
В.
Половцева о I Кубанском походе ген.
М.
В.
Алексеева, Л.
Г.
Корнилова, А.
И.
Деникина.
—Прага, [Б.г.]; Нестерович-БергМ.
А.
Указ.
соч.
и др./
[стр. 85]

ции рабочих и беднейших крестьян» .
У белогвардейцев и, конечно же, в первую очередь, их командиров при всем налете романтики, присущей, как будет показано ниже, первым белым волонтерам, не было ярко выраженной эйфории добровольчества.
С первых дней формирования Добровольческой армии военно-политические руководители Белого движения на Ю ге России осознали, что принцип добровольчества в военном строительстве — суровая реальность, обусловленная конкретно-исторической обстановкой.
Наглядная иллюстрация тому — история формирования Добровольческой армии на юге России: каждый записавшийся в ее ряды в конце 1917 г., давал подписку прослужить четыре месяца и обещал беспрекословное повиновение командо717 ванию .
Мы здесь видим своего рода «контрактную» систему, просущестЛ1 о вовавшую довольно долго — фактически до конца 1918 г.
«С конца 1918 года, институт добровольчества окончательно уходил в область истории, и добровольческие армии Ю га становятся народными, поскольку интеллектуальное преобладание казачьего и служилого офицерского элемента не нало219 жило на них внешне классового отпечатка» .
Видимо, будет правильным сделать такое обобщение: при всем расхождении с общепринятыми канонами военного дела, которые принцип добро216См.: Декреты Советской власти.
М., 1959.
Т.
2 С.
334-335.
Понятно, что последствия добровольчества, а следовательно, партизанщины, преследовали красных всю Гражданскую войну, особенно, весь 1918 г.
(см., напр.: Оликов С.
Дезертирство в Красной армии и борьба с ним / С.
Оликов.
М., 1926; Кораблев 10.
И.
В.И.
Ленин и создание Красной Армии /10.
И.
Кораблев.
М., 1970; Колычев В.
Г.
Партийно-политическая работа в Красной Армии в годы гражданской войны 1918 1920 / В.
Г.
Колычев.
М., 1979; Клочков В.
Ф.
Красная Армия — школа коммунистического воспитания советских воинов 1918-1941 гг.
/ В.
Ф.
Клочков.
М..
1984; Молодцыгин М.
А.
Красная Армия: рождение и становление.
1917 1920 гг.
/ М.
А.
Молодцыгин.
М., 1997; Ипполитов Г.
М.
«Красные орлы»...; Пайпс Р.
Указ.соч.; Пилипенко С.
А.
Указ.
соч.
(дис.) и др.).
Между тем, принципиальное решение о переходе в строительстве Красной армии от принципа добровольною комплектования к всеобщей воинской повинности было принято и, в конечном итоге, реализовано.
— Примеч.
диссертанта.
217См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
2.
С.
140.

28См., например: Марковны в походах и боях за Родину в освободительной войне 1917 — 1920 годов.
Кн.
1.
Париж, 1962; Суворин Б.
За Родиной.
Героическая эпоха Добровольческой армии / Б.
Суворин.
Берлин, 1922; Зарождение Добровольческой армии /
сост., науч.
ред, нредисл.
и коммент.
С.
В.
Волкова.
М., 2001 и др.
2И)Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
4.
С.
84.

[Back]