Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 124]

ной Родине, страдающей под гнетом большевиков».
Причем, командиры обязаны проводить воспитательную работу целенаправленно и непрерывно.
Они призваны разъяснять офицерам
значимость белой борьбы, постоянно напоминать о чувстве патриотического долга перед «истерзанной Родиной».
3.

Недопустимость митинговщины и политиканства, так как белые воины —русские патриоты.
Войска должны быть отгорожены от партийнополитических
страстей, ибо именно политика «уже сгубила армию в 1917 325 году» .
4.
Запрет на привлечение войск для разрешения споров, возникающих в отношениях собственности, так как в таком случае офицеры и солдаты морально разлагаются, а целенаправленное нравственное воспитание девальвируется в подобных политических деяниях армии, когда вооруженное насилие применяется в интересах какого-либо класса, а не в интересах народа, угнетенного большевизмом326.
5.

Необходимость поддержания в рядах белых комбатантов высокого уровня правопорядка.
Недопустимы бессудные расстрелы и другие репрессии.
Приговоры должны выносить только военно-полевые суды, а затем утверждать старшие начальники.
Особую суровость необходимо проявлять к тем, кто встает на путь бесчинств по отношению к местному населению, а также и к дезертирам.

Деникинские постулаты впитали в себя опыт строительства Вооруженных сил царской России, а также и те реалии, которые уверенно обусловливали специфику нравственного воспитания белого офицерства в условиях эскалации Гражданской войны на Юге бывшей Российской империи.
Однако данные постулаты остались, в основном, на уровне декларативных заявлений по типу «протокол о намерениях сторон».
Подтверждение тому моральное разложение Добровольческой армии и, особенно, 325Свободная речь (Ростов н/Д.) -1 9 1 8 .-1 5 сент.
32бСм.: Верхне-Донской край.
-Изд.
Дон.
отд.
осведомления.
[Б.м.], 1919.
№ 7.
124
[стр. 81]

ломляли ее сквозь призму необходимости доведения до ума и сердца каждого белого воина значимости любви к Отечеству через систему воспитательного воздействия.
Наиболее четкие установки в данной связи изложены в речах и приказах генерала А.И.Деникина.
Они публиковались в периодике белого Юга России, насчитывающей более 100 газет и журналов21’9.
Контент-анализ и факторный анализ деникинских речей и приказов210 привел диссертанта к ряду суждений обобщающего характера по теме, означенной выше.
1.
А.И.Деникин, рассматривая идею патриотизма как орг аническую составляющую концепции морального духа белой армии и его укрепления, полагал, что данная идея может войти в плоть и кровь каждого офицера только тогда, когда в войсках будет установлен строжайший правопорядок, базирующийся на законодательной основе.
2.
Генерал имел твердую убежденность, что должен соблюдаться принцип равной ответственности за совершенные преступления независимо от воинского звания и прошлых заслуг.
И это должно подкрепляться настойчивой воспитательной работой среди офицеров и солдатпо воспитанию чувства глубокого патриотизма, любви к «поруганной Родине, страдающей под гнетом большевиков».
Причем, командиры обязаны проводить воспитательную работу целенаправленно и непрерывно.
Они призваны разъяснять офицерам
209Рсчь Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генераллейтенанта А.И.
Деникина в Ростове 31 июля 1919 года // Жизнь.
1919.
2 (15) авг.; Речь Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генераллейтенанта А.И.
Деникина в Харькове 25 июня (8 июля) 1919 года// Приазовский Край.
1919.
26 июня (9 июля); Речь Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенанта А.И.
Деникина на заседании Большого войскового Круга в Ростове на Дону // Свободная Речь.
1919.
5 (18) февр.; Речь Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенанта А.И.
Деникина на заседании Верховного Круга в Пкатсринодаре 16 января 1920 г.
// Вольная Кубань.
1920.
18 яив.; Выступление Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенанта А.И.
Деникина перед рабочими Одессы 15 (28) сентября 1919 г.
// Великая Россия.
1919.
17(30) сент.; Приказ Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России № 2481 от 9 июня 1919 г.
// Верхне-Донской край.
1919.
№ 7.
03а единицу подсчета брался один абзац публикаций.
— Примеч.
соискателя.
<5/

[стр.,82]

значимость белой борьбы, постоянно напоминать о чувстве патриотического долга перед «истерзанной Родиной».
3.

Согласно взглядам А.И.
Деникина, в белой армии как в армии русских патриотов недопустимы митинговщина и политиканство.
Войска должны быть отгорожены от партийно-политических
битв, так как именно полиO i l тика «уже сгубила армию в 1917 году» .
4.
Белый вождь посчитал, что личный состав частей и соединений не может привлекаться для разрешения споров, возникающих в отношениях собственности, ибо в таком случае офицеры и солдаты разлагаются, перестают быть законопослушными.
В подобной обстановке идея патриотизма распыляется в таких политических деяниях армии, когда вооруженное насилие применяется в интересах какого-либо класса, а не в интересах народа, угнетенного большевизмом.
5.

Он обосновывает необходимость насаждения в частях и соединениях высокого уровня правопорядка.
Недопустимы бессудные расстрелы и другие репрессии.
Приговоры должны выносить только военно-полевые суды, а затем утверждать старшие начальники.
Особую суровость необходимо проявлять к тем, кто встает на путь бесчинств по отношению к местному населению, а также и к дезертирам.

Как видно, позиции А.И.
Деникина изложены в системе координат здравого смысла.
Здесь учтен опыт военного строительства в царской России, а также и специфика Гражданской войны.
Но это четкие построения применительно к 1919 г., времени похода ВСЮР на Москву, а также времени начала краха белых.
Тем более, исторические реалии, а именно обвальное разложение деникинских войск в 1919 г., превратили здравые мысли генерала в пустую декларацию.
А.И.
Деникин, в конечном итоге, в решении выше21'Свободная речь (Ростов н/Д.).
1918.
15 сент.
82.

[Back]