Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 132]

воспитание красных бойцов и командиров.
Политорганы РККА, в отличие от специальных органов белых, отличались большей оперативностью и гибкостью, разнообразием форм и методов воздействия на личный состав с целью их мобилизации на выполнение поставленных задач.
Сказанное не означает того, что работа специальных органов, которые занимались нравственным воспитанием белых офицеров, была вообще незаметной.
Этого не могло случиться уже по той простой причине, что им были выделены большие силы и средства.
Анализ историографических и исторических источников показывает, что на различных этапах развития антисоветской вооруженной борьбы Южнороссийского Белого движения такими специальными органами являлись: военно-политический отдел при Верховном руководителе Добровольческой армии; Осведомительноагитационное агентство (ОСВАГ), преобразованное впоследствии в Отдел пропаганды Особого совещания при Главкоме ВСЮР; Особая часть при штабе Главнокомандующего ВСЮР.
Военно-политический отдел при Верховном руководителе Добровольческой армии.

По замыслу его создателя, генерала М.
В.
Алексеева, он должен был стать исключительно рабочим аппаратом при решении Верховным руководителем Добровольческой армии задач военнополитического характера.
Следует подчеркнуть то, что, как явствует из анализа документов военно-политического отдела, сохранившихся в РГВА, генералу М.
В.
Алексееву удалось создать четкий рабочий аппарат во главе с Генштаба полковником Я.
М.
Лисовым.
Что характерно: в состав аппарата военно-политического отдела входили разведывательное и контрразведывательное отделения310.
Получается, что Верховный руководитель Добровольческой армии понимал значимость и сложность задач, которые предстояло решать созданному им аппарату.
Анализ сохранившихся в РГВА некоторых распоряжений и информационных сводок,
подготовленных силами аппарата военно340РГВА.
Ф.
40238.
Оп.
1.
Д.
1.
Л.
10-13.
132
[стр. 93]

Ясно, что высшие военно-политические руководители Белого движения в Гражданской войне на Юге России опирались в своей многоаспектной деятельности, в том числе и в решении проблемы укрепления морального духа армии на структуры законодательной и исполнительной власти, которые были совмещены в лице алексеевского и деникинского Особых совещаний, а также, в последующем, правительств при единоличных военных диктаторах А.И.Деникине и П.Н.Врангеле.
Другие должностные лица, входившие в круг командования вооруженных формирований Белого движения на Юге России, занимали соответствующее место в рассматриваемой структуре.
Они строили свою деятельность в данной связи на базе директивных установок непосредственных начальников.
Специальные органы, которые занимались, в том числе, и проблемой, исследуемой в диссертации.
Подобные органы создавались и реформировались по ходу Гражданской войны.
Они не всегда приобретали стройную структуру, которая занималась бы по-целевому проблемами укрепления морального духа армии (как, например, военные комиссары, политорганы, партийные организации у красных).
Однако в структуру, которую анализирует диссертант, можно, по его оценке, смело включать следующие такие органы: военно-политический отдел при Верховном руководителе Добровольческой армии; ОСВАГ, преобразованное впоследствии в Отдел пропаганды Особого совещания при главкоме ВСЮР, командование соединений и частей.
Военно-политический отдел при Верховном руководителе Добровольческой армии.
Он создавался генералом М.В.
Алексеевым в качестве сугубо рабочего аппарата Верховного руководителя Добровольческой армии.
Во главе его встал Генштаба полковник Я.М.
Лисовой.
Военно-политический отдел имел стройную организационную структуру (см.
прил.
7).
Анализ сохранившихся в РГВА некоторых распоряжений и информационных сводок,
93,

[Back]