Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 136]

Учреждения Р у с с к о й православной церкви.
Следует отметить, что деятельность Русской православной церкви в годы Гражданской войны в России на территориях, подконтрольных белым политическим режимам, фундаментальная научная проблема.
Она может стать предметом отдельного комплексного исследования, что отмечалось в постсоветской историографии354.
Поэтому ограничимся рядом тезисов, которые имеют прямое отношение к пониманию роли учреждений Русской православной церкви в нравственном воспитании.
1.
Русская православная церковь определила Гражданскую войну как братоубийственную.
Следовательно, на официальном уровне Белое движение вроде бы не должно было получать поддержки.

Однако РПЦ захлестнула волна репрессий «по плану красного террора».
Например, деникинская Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков, установив профессию 73 человек из 115 расстрелянных Николаевской ЧК, констатировала, что 8 из них, то есть около 10 % принадлежали к буржуазии и
священникам355.
2.
Правившая в Советском государстве РКП (б) интенсивно проводила политику воинствующего атеизма, аналогов которой сразу и не пайдешь в истории сообщества мировых цивилизаций .
Это и привело, в конечном итоге, к тому, что симпатии церковных иерархов, действовавших на юге России, оказались на стороне белых.
Как показывает текстологиче136 4См., напр.: Роль конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия Балканы Поволжье: Труды международной научной конференции (Самара.
1 1 -1 3 сент.
2008 г.) Самара, 2008; Столярова Н.
В.
Указ.
соч.; Самойлов А.
Ф.
Указ.
соч.
(канд.
дне.) См.: Ыельгунов С.
П.
Красный террор в России.
1918-1923 / С.
П.

Мельгунов.
Берлин, 1924.
С.
15— 106.
Об этом более подробно см.
так же: Красный
террор в годы гражданской войны: (по материалам Особой следств.
комис.

расследованию злодеяний большевиков).
Лондон, 1992; Коэн С.
Переосмысливая советский опыт (политика и история с 1917 г.) / С.
Коэн.
Вермонт, 1986.
С.
43-48; Ефремов В.
Я.
Гражданская война в России (1917-1922 г г .): размышления о нов.
видении пробл.
/ В.
Я.
Ефремов.
Вольск, 1995.
С.
17-32;
Литвин А.
А.
Красный и белый террор в России 1918-1922 гг.
/ А.
А.
Литвин.
М., 2004; Будницкий О.
В.
Российские евреи между красными и белыми (1917-1920 гг.) / О.
В.
Будницкий.
М., 2005 и др.
3 5 < 5 См., напр..
Р о л ь конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия Балканы Поволжье: Труды международной научной конференции.
[стр. 96]

лось специального аппарата (комиссары, политорганы, партийные организации, действовавшие в красноармейских частях и соединениях), посредством которого осуществлялась бы комплексная непосредственная деятельность по укреплению морального духа Добровольческой армии.
Несомненно, отсутствие подобного аппарата сыграло отрицательную роль в организации анализируемой деятельности.
Институты Русской православной церкви.
По нашей оценке, деятельность институтов Русской православной церкви в годы Гражданской войны в России на территориях, подконтрольных белым политическим режимам, — небезынтересная тема, ожидающая еще комплексного исследования.
Применительно же к нашей проблеме заметим следующее.
Русская православная церковь определила Гражданскую войну как братоубийственную.
Следовательно, на официальном уровне Белое движение вроде бы не должно было получать поддержки.

Между тем, институты Русской православной церкви в лице, в первую очередь священнослужителей всех рангов, захлестнула волна репрессий «по плану красного террора».
Например, деникинская Особая следственная комиссия по расследованию злодеяний большевиков, установив профессию 73 человек из 115 расстрелянных Николаевской ЧК, констатировала, что 8 из них, то есть около 10% принадлежали к буржуазии и
священникам250.
Кроме того, большевики интенсивно проводили политику воинствующего атеизма, зачастую выходившую за рамки здравого смысла.
Это, в частности, и привело, в конечном итоге, к тому, что симпатии церковных иерархов, действовавших на Юге России, оказались на стороне белых.
Подобное проявилось, например, как показывает текстологический анализ «Очерков 250См.: Мелыунов С.
П..
Красный террор в России.
1918 1923 / С.
П.

Мельгуиов.
Берлин, 1924.
С.
15-106.
Об этом более подробно см., так же: Красный
геррор в годы гражданской войны: по материалам Особой следств.
комиссии
по расследованию злодеяний большевиков.
Лондон, 1992; Коэн, С.
Переосмысливая советский опыт (политика и история с 1917 года) / С.
Коэн.
Вермонт, 1986.
С.
43-48; Ефремов В.
Я.
Гражданская война в России (1917 1922 гг.): размышления о новом видении проблемы / В.
Я.
Ефремов.
Вольск, 1995.
С.
17-32
и др.
96

[Back]