Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 137]

ский анализ «Очерков Русской Смуты» Л.
И.
Деникина (Ш -У тт.) , в молебнах во здравие вождей Белого движения и белого воинства с просьбой послать им победу.
3.
Волши Белого движения на Юге России пытались выстраивать отношения с Русской православной церковью подобно тому, как это имело место в России императорской.
Так, узнав об убийстве Николая II и его семьи, генерал А.
И.
Деникин распорядился отслужить молебен во
всех церквях, на подконтрольных ему территориях358.
4.
Повышению потенциала института РПЦ в нравственном воспитании белого офицерства способствовало то, что генерал А.
И.
Деникин провозгласил свободу вероисповедания.
Но при этом оговорился, как показывает
текстологический анализ «Декларации генерала Деникина по вероисповедальному вопросу»359, что Русская православная церковь будет играть ведущую роль360.
В конечном итоге, получилось то, что институты Русской православной церкви на территории, подконтрольной южнороссийскому Белому движению, уже не могли играть ту же роль и по тем же правилам, как в бывшей Российской империи.
Данное утверждение
не дает оснований игнорировать тот факт, что учреждения Русской православной церкви являлись составным элементом структуры, объединявшей государственные органы, решавшие задачи нравственного воспитания офицеров Добровольческой армии и ВСЮР.
Анализ историографических и исторических источников позволяет заключить то, что рассматриваемая организационная структура получила для своего функционирования соответствующее нормативно-правовое 357См.:Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
Ш-У.
Париж, 1923-1926.
358См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
III.
С.
127.

359См.: Декларация генерала Деникина по вероисповедальному вопросу.
Киев, 1919.

3б0См.: Там же.
Кроме того, см.
так же: Библиотека РГВА.
Красные и белые: 1918-1920 гг.: комплект док.
из фондов РГВА / сост.
И.
В.
Успенский; под ред.
Елисеевой Н.
Е.
М., 1998.
С.
83, 86, 128.
(На правах рукописи); Ганчар Г М Указ.
соч.
(учеб.
пособие и дис.) 137 357
[стр. 97]

Русской Смуты», генерала А.И.
Деникина (III V тт.)251, в молебнах во здравие вождей Белого движения и белого воинства с просьбой послать им победу.
Трудно, исходя из современного уровня накопления исторических знаний, оспаривать такой тезис генерала А.И.
Деникина: «Гонения на религию, осквернение святынь возмущали народную совесть, и в храмах, переполненных верующими, возносились горячие моления «об избавлении от вражеска плена и смерти»252.
Небезынтересно, что военно-политическое руководство белых пыталось строить отношения с Русской православной церковью подобно тому, как это было в России императорской.
Например, узнав об убийстве Николая II и его семьи, генерал А.И.
Деникин распорядился отслужить молебен во
243всех церквях, на подконтрольных ему территориях ' .
В плане же использования потенциала Русской православной церкви в деле укрепления морального духа Добровольческой армии отметим следующее обстоятельство: некоторому оживлению такой работы способствовало то, что генерал А.И.Деникин провозгласил свободу вероисповедания.
Но при этом оговорился, как показывает,
например, текстологический анализ, «Декларации генерала Деникина по вероисповедальному вопросу»254, что Русская православная церковь будет играть ведущую роль.
Обобщая, заметим следующее.
Институты Русской православной церкви на территории, подконтрольной белым политическим режимам на Юге России, уже не могли играть ту же роль и по тем же правилам, как в бывшей Российской империи.
Данное утверждение,
между тем, не дает оснований игнорировать тот факт, что институты Русской православной церкви являлись субъектами анализируемой в диссертации структуры.
25,См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
Ill V / А.
И.
Деникин.
Париж, 1923-1926.
252Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
III.
С.
22.
253См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
III.
С.
127.

2яСм.: Декларация генерала Деникина по вероисповедальному вопросу.
Киев, 1919.

97

[Back]