Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 148]

вольцев «потеряли близких, родных, растерзанных чернью, семьи и жизнь которых разбиты, и среди которых нет ни одного, не подвергшегося издевательствам и оскорблениям...
Что требовать от Туркула, потерявшего последовательно трех братьев, убитых и замученных матросами, или Кудряшова, у которого недавно красногвардейцы вырезали сразу всю семью? А сколько их
таких?»383.
В первом приближении мысли М.
Г.
Дроздовского, видного участника Белого движения, одного из своего рода нравственных символов белой борьбы, вроде бы все объяснят нам, современникам.
Однако нельзя не сказать вот о чем: мысли М.
Г.
Дроздовского, изложенные выше, много проясняя, не могут служить даже малейшим нравственным оправданием, например, тех бессудных расстрелов, которые будут практиковать дроздовцы (особенно в первой половине 1918 г.) Конечно, жестокость в безумии братоубийства Гражданской войны одной стороны рождала ответную жестокость другой стороны.
Здесь цепная реакция.
Эту тему следует исследовать комплексно на междисциплинарном уровне.
В ней истоки жестокости противоборствующих сторон в Гражданской войне.
Контент-анализ и факторный анализ ряда мемуаров первых белых -5 0 С офицеров-добровольцев , а также текстологический анализ второго тома «Очерков Русской Смуты» А.
И.
Деникина
позволяет установить главный акцент в деятельности белых вождей и соответствующих должностных лиц по доведению до сознания офицерства идеологических оснований и программных целей Южнороссийского Белого движения в комплексе с углублением чувства любви к «истерзанной Родине» и ненависти к советской власти и большевизму.
Это смещение внимания в процессе доведения вышеизложенного до сознания офицеров, изъявивших желание стать белыми добровольцами, на то, что у «истерзанной Родины» сегодня имеО0*> ч+ Дроздовекии М.
Г, Дневник / М.
Г.
Дроздовский.

Ныо-Иорк, 1963.
С.
63.
83-84.
З843а единицу подсчета брался один абзац текста.
Примеч.
соискателя.

385См.: Зарождение Добровольческой армии / сост., науч.
ред, предисл.
и коммент.
С.
В.
Волкова.
М., 2001.

148
[стр. 112]

унижения.
Именно они резко повышали планку степени непримиримости и жестокости белых добровольцев по отношению к своим идейным врагам.
«Что можем мы сказать убийце трех офицеров или тому, кто лично приговорил офицера к смерти «за буржуйство и контрреволюционность»? — спрашивает в своем дневнике М.Г.
Дроздовский.
Надо понять этих людей, утверждает автор дневника.
Многие из добровольцев «потеряли близких, родных, растерзанных чернью, семьи и жизнь которых разбиты, и среди которых нет ни одного, не подвергшегося издевательствам и оскорблениям...
Что требовать от Туркула, потерявшего последовательно трех братьев, убитых и замученных матросами, или Кудряшова, у которого недавно красногвардейцы вырезали сразу всю семью? А сколько их
таких?»281.
В данной связи мы высказываем личностную оценку.
Позиция М.Г.Дроздовского многое проясняет.
Однако она не может быть моральным оправданием, например, тех бессудных расстрелов, которые будут практиковать дроздовцы особенно в первой половине 1918 г.
Жестокость порождала ответную жестокость.
Впрочем, Гражданская война — не то историческое пространство и время, на котором можно успешно заниматься нравственным воспитанием народа.
Исследование рассматриваемой проблемы показывает, что в деятельности военно-политических лидеров Белого движения по разъяснению характера, цели и задач предстоящей вооруженной борьбы с первых дней формирования Добровольческой армии выкристаллизовывалась небезынтересная агитационная доминанта.
Она наложит, как показывает анализ, серьезный отпечаток на организацию всей деятельности по решению задачи, указанной выше.
Данную агитационную доминанту помог соискателю синтезировать контент-анализ и факторный анализ ряда мемуаров рядовых первых белых офицеров-добровольцев282 (опубликованы в сборнике «Зарождение Добро281 Дроздовский М.
Г.
Дневник / М.
Г.
Дроздовский.

Нью-Йорк.
1963.
С 63, 83-84.
2823а единицу подсчета брался один абзац текста.
— Примеч.
соискателя.
/ /
2

[стр.,113]

~ ">83 вольческои армии»" ), а также текстологический анализ второго тома «Очерков Русской Смуты» А.
И.
Деникина.

Суть вышеозначенной агитационной доминанты сводится к следующему обобщению.
Главный акцент в решении задачи разъяснения характера, цели и задач Белого движения делался на доведении до ума и сердца поступавших в Добровольческую армию, степени опасности для Отечества, исходящей от двух врагов: 1.
«Большевистских комиссаров».
2.
Немцев.
Причем, настойчиво проводилась мысль, что два врага Отечества, с которыми и призваны вести войну до победного конца белогвардейцы, являются одновременно союзниками (об этом говорится, в той или иной степени примерно более чем в 86,5% семантических единиц, подвергнутых контент-анализу и факторному анализу).
Аналитический материал дал основания и для такого обобщения: трактовка, означенная выше, встречала у добровольцев, как правило, полное понимание.
Кроме того, в деле разъяснения белогвардейцам, прибывающим в Добровольческую армию, характера, цели и задач Белого движения, достаточно 284 четко прослеживаются, судя по анализу источников и литературы , еще ряд направлений: 283См.: Зарождение Добровольческой армии / сост., науч.
ред, предисл.
и коммент.
С.
В.
Волкова.
М., 2001.

2!йРГАСГ1И.
Ф.71.
On.
1.
Д.
16.J1, 2-6 (подготовительные материалы к многотомной истории Гражданской войны в СССР); ГАРФ.
Ф.
р-5827.
Он.
1.
Д.
14 (подготовительные материалы А.И.
Деникина К «Очеркам Русской Смуты»), J1.2-4, 6, 9; Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.11; Он же.
Поход и смерть генерала Корнилова.
М.;Л., 1926; Зарождение Добровольческой армии; Гуль Р.
Б.
Указ.
соч.; Лукомский А.
С.
Указ.
соч.
Т.
1; Дубовский А.
Непонятый (генерал Деникин) / А.
Дубовский //Донская Волна.
1918.
№1.; Бирон К.
Указ.
соч.; Волин В.
Указ.
соч.; Марковцы в походах и боях ...; Ипполитов Г.
М.
«Я» и «Мы» в психологических установках офицеров Добровольческой армии в период I Кубанского (Ледяного) похода; Абинякин Р.
М.
Гражданская война и трансформация менталитета: офицеры Добровольческой армии как маргинальное сообщество / Р.
М.
Абинякин // Менталитет россиян: История проблемы: материалы XVII Всерос.
заоч.
науч.
конф./ под ред.
С.
II.
Полторака.
СПб., 2000; Рыбников В.
В.
Белые волонтеры становятся в строй: К вопросу о генезисе Добровольческой армии / В.
В.
Рыбнз

[Back]