Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 165]

ченной в первых политических документах Добровольческой армии.
Наглядная иллюстрация здесь его речь в Ставрополе 26 августа 1918 г.430 Главный ее лейтмотив Добровольческая армия борется за воссоздание Единой, Великодержавной России.
Она не может, «хотя бы и временно, идти в кабалу к иноземцам и тем больше набрасывать цепи на будущий вольный ход русского государственного корабля»431.

432 Анализ разнообразных источников и литературы показывает, что во Втором Кубанском походе деятельность вождей Южнороссийского Белого движения и соответствующих должностных лиц по нравственному воспитанию белого офицерства на направлении доведения до их сознания идеологических оснований и программных целей Белого дела в комплексе с углублением чувства любви к Отечеству и ненависти к советской власти и большевизму во многом схожа с аналогичной деятельностью в Первом Кубанском («Ледяном») походе.
Боевая обстановка не давала времени для масштабных форм агитации.
В период же оперативно-тактических пауз основной акцент делался на индивидуальное разъяснение лозунгов Добровольческой армии.
Следовательно,
анализируемая деятельность набирала темпы.
А в связи с появлением ОСВАГ ее формы и методы приобретают робкую тенденцию к большей гибкости и оперативности.
Успешному решению агитационных задач способствовали победы Добровольческой армии.
В целом, изложенное выше дает основания для двух крупных обобщений: во-первых, в ходе боевых действий решение воспитательной задачи адаптировалось к боевой обстановке; во-вторых, была допущена серь165 ШГА РФ.
Ф.
446.
Оп.
2.
Д.
2.
Л.
51.
431Там же.
432ГА РФ.
Ф.
446.
Оп.
2.
Д.
127.
Л.
3, Д.
30.
Л.
1-3, 5;
РГВА.
Ф.
40238.
Оп.
1.
Д.
1.
Л.
51~54об.; Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты...; Белое дело.
Дон и Добровольческая армия...; Второй Кубанский поход /
сост., науч.
ред, предисл.
и коммент.
С.
В.
Волкова.
М., 2002; Ипполитов Г.
М , Казаков В.
В Р ы бников В.
В.
Указ.
соч.; Пилипенко С.
А.
Указ.
соч.
(дис.)
[стр. 132]

VI.
Лично генерал А.И.
Деникин самым активным образом системати чески разъяснял политические цели и задачи Добровольческой армии.
Анализ его речей, резолюций на документах, которые сохранились в архивах, позволяет заключить, что военно-политический лидер белого Юга России оставался верен стратегической линии, намеченной в первых политических документах Добровольческой армии.
Наглядная иллюстрация здесь — его речь в Ставрополе 26 августа 1918 г.
Главный ее лейтмотив — Добровольческая армия борется за воссоздание единой, великодержавной России.
Она не может, «хотя бы и временно, идти в кабалу к иноземцам и тем больше набрасывать цепи на будущий вольный ход русского государственного
корабля»336 (более подробно см.
прил.12).
Если анализировать сражения Второго Кубанского похода, базируясь на разнообразных источниках337 и литературе338, то станет ясным: деятельность командования Добровольческой армии по разъяснению белым волонтерам характера, цели и задач Белого движения во многом схожа с аналогичной деятельностью в Первом Кубанском (Ледяном) походе.
Такое положение обусловливается боевой обстановкой, которая не дав&па времени для масштабных форм агитации, а уж тем более, пропаганды.
Относительно мирных передышек заметим, что здесь основной акцент делался на индивидуальное разъяснение лозунгов Добровольческой армии.
Следовательно,
в исследуемом периоде деятельность, анализу которой посвящен настоящий параграф данной научной квалификационной работы, набирала темпы.
А в конце периода, в связи с появлением ОСВАГ, ее формы и методы приобретают тенденцию, правда пока что зачаточного характера, к 336ГАРФ.
Ф.446.
Он.2, Д.
2.Л.51.
337ГАРФ.
Ф.
446.
Оп.
2.
Д.
127.
Л.
3, Д.
30.
Л 1-3, 5
(отрывки с анализом боевых действий летом 1918 г.
из подготовительных материалов для доклада главнокомандующему Добровольческой армией); РГВА.
Ф.
40238.
Оп.1.
Д.1.
JI.
51-54об.
(черновики боевых донесений); Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты; Белое дело Дон и Добровольческая армия; Второй Кубанский поход/сосг.,
науч.
рсд, предисл.
и комменг.
С.
В.
Волкова.
М., 2002.
338Ипполитов Г.
М., Казаков В.
В., Рыбников В.
В.
Указ.
соч.; Пилипенко С.
А.
Указ.
соч.
(дис.).

131

[стр.,248]

армии и, в единении со всеми государственно-мыслящими людьми, свергнуть гибельную власть народных комиссаров».
Приложение 16 Речь командующего Добровольческой армией генерал-лейтенанта А.И.Деникина в г.
Ставрополе 26 августа (8 сентября) 1918 г.5Ь Когда правительство Керенского, находящееся в рабском положении у Петроградского совдепа развратило Русскую Армию, она распалась.
Декрет большевиков о демобилизации — это лишь форма, армия все равно разошлась бы.
Некому стало защищать русскую землю.
Тогда по призыву генерала Алексеева в Донскую область стали стекаться офицеры и юнкера, положившие начало Добровольческой Армии.
В этом большая историческая заслуга русского офицерства, которое теперь, как и встарь, как верный часовой, стало на страже русской государственности.
Я не буду останавливаться на дальнейшей истории существования Добровольческой Армии.
По наряду с восторженным подчас отношением к себе она встречает не раз и полное непонимание и хулу.
Причин такого явления немало: Добровольческая Армия поставила себе задачей воссоздание Единой, Великодержавной России.
Отсюда — ропот центробежных сил и местных больных честолюбий.
Добровольческая Армия не может, хотя бы и временно, идти в кабалу к иноземцам и тем больше набрасывать цепи на будущий вольный ход русского государственного корабля.
Отсюда ропот и угрозы извне.
Добровольческая армия, свершая свой крестный путь, желает опираться на все государственно-мыслящие круги населения; она не может стать орудием какойлибо политической партии или общественной организации; тогда она не была бы Русской государственной Армией.
Отсюда — неудовольствие нетерпимых и политическая борьба вокруг имени армии.
Но если в рядах армии и живут определенные традиции, она не станет никогда палачом чужой мысли и совести: Она прямо и честно говорит будьте вы правыми, будьте вы левыми, но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти ее.
Точно так же обрушиваясь всей силой своей против растлителей народной души и расхитителей народного достояния, Добровольческая армия чужда социальной и классовой борьбы...Когда от России остались лишь лоскутки, не время решать социальные проблемы.
И не могут части Русской Державы строить русскую жизнь каждая по-своему.
Г1оэтому-то чины Добровольческой Армии, на которых судьба возложила тяжкое бремя управления, отнюдь не будут ломать основного законодательства.
Их роль создать лишь такую обстановку, в которой можно было бы сносно, терпимо жить, дышать до тех пор, пока Всероссийские законодательные учреждения, пердставляющие разум и совесть народа русского, не направят жизнь по новому руслу — к свету и правде.
5,3ГАРФ.
Ф.446.
Оп.
2.
^ J .
5 .

[Back]