Проверяемый текст
Самойлов, Алексей Федорович; Воспитание офицеров Белых Армий Юга России в духе любви к Отечеству: историческое исследование (Диссертация 2004)
[стр. 172]

сти и большевизму расценивалась как одно из основополагающих направлений нравственного воспитания белых офицеров.
2.
Отличтельные черты этой деятельности: 1) Непрерывность.
В боевой обстановке рассматрвиаемая деятельность проводилась в комплексе с разъяснением белым офицерам конкретных боевых задач.
Здесь преобладали формы агитационного воздействия над пропагандистскими.
Массовых мероприятий, подобных митингам в Красной армии, не проводилось.
2)Развертывание не только агитации, но и пропаганды документов, издаваемых высшими должностными лицами белого Юга России.
3.
На качественно новую ступень исследуемая деятельность поднялась с созданием на Юге России государственного образования белых.
В то же время, в анализируемой деятельности отразились все
изъяны единоличной военной диктатуры генерала А.
И.
Деникина.
Должностные лица, отвечающие за идеологическое и психологическое обеспечение программ южнороссийского Белого движения, оказались не столь высокими профессионалами, какие бы были необходимы в тот момент.
4.
В рассматриваемой деятельности оформилась четкая тенденция: серьезные успехи здесь во многом обусловливались военно-политической, стратегической и оперативно-тактической обстановкой в пользу белых.
С углублением же кризисных явлений на белом Юге России, апофеозом которых стали сокрушительные поражения ВСЮР, в анализируемой деятельности появлялись сереьзньте провалы.
Акценты вынужденно смещались на поиск причин и виноватых в военных поражениях, а мысли о высоких идеалах Белого движения уходили на второй план.
Эта деятельность в обстановке всеобщего хаоса стала проводиться как бы по инерции, для соблюдения формы.
172
[стр. 115]

анализируемой задачи.
Но эфекта такие указания не принесли.
Ведь все пороки в войсках периода нахождения их под главнокомандованием генерала А.И.
Деникина перешли к ней по наследству к войскам, имевшимся в распоряжении генерала П.Н.
Врангеля.
Но данные пороки еще усугублялись тем, что Русская армия была обречена: в ходе контрнаступления войск советского Южного фронта (28.10 3.11.
1920 г.) в Северной Таврии и Перекопско-Чонгарской операции на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове (7.11-17.11.1920 г.) П.Н.
Врангель был разгромлен.
Таким образом, четвертый, этап ярко демонстрирует, что в период всеобщего развала трудно агитировать за благородные идеи.
Не случайно деятельность государственных органов, по разъяснению характера, цели и здач белого движения шла по инерции.
На первое мето выдвигалось лишь соблюдение формы, а не наполнение ее качественно-новым содержанием.
Аналитически материал, представленый выше, дает основания для ряда синтезирующих суждений.
1.
Деятельность военно-политического руководства белого движения на юге России по разъяснению офицерству характера, цели и задач белого движения расценивалась как одно из приоритетных направлений в деле воспитания белых офицеров в духе любви к Родине.
Причем рассматриваемая деятельность проводилась перманентно.
Между тем, в период оперативно-тактических пауз она проводилась с использованием массовых форм виляния на умы и сердца офицерства.
В боевой обстановке разъяснение офицерству характера, цели и задач белого движения проводилось менее интесивно.
Такая работа сопрягалась с разъяснением белым офицерам конкретных боевых задач в предстоящих боевых действиях.
В целом, в анализируемой деятельности преобладали формы агитационного воздействия над пропагандистскими.
Правда, здесь не практиковались, как например, в Красной армии, митинги.
Видимо, сказалась «аллергия» на них, порожденная митинговыми страстями революционного 1917 года.
Характерно также и то, что с созданием специальных органов идеологического воздействия на офицерство развернулась и пропаганда 115

[стр.,116]

вокруг документов, издаваемых высшими должностыми лицами белого юга России.
2.
На качественно-новую ступень перешла деятельность военнополитического руководства белого движения на юге России по разъяснению офицерству характера, цели и задач белого движения с оформлением в данном регионе государственного образования белых.
В то же время в анализируемой деятельности отразились все
пороки бюрократической государственной машины в форме единоличной военной диктатуры генералов А.И.
Деникина и П.Н.
Врангеля.
Государственные чиновники, отвечающие за идеологическое обеспечение профамм белого движения, оказались не столь высокими профессионалами, какие были бы в той ситуации необходи.мы.
3.
В целом, исследованная деятельность приносила значительные успехи на положительном военно-политическом, стртаегическом и оперативно-тактическом фоне.
С углублением кризисных явлений в белом социуме на юге России, сокрушительными поражениями войск начались серьзные сбои и в деле по разъяснению офицерству характера, цели и задач белого движения.
Приходилось больше искать оправдания неудачам на фронте и в тылу, чем теоретизировать о высоких идеалах белого движения.
Собственно говоря, расматриваемая деятельность в обстановке всеобщего хаоса стала проводиться как бы по инерции, для соблюдения формы.
§2.
Анализ морально-психологического состояния офицерства История мировых цивилизаций убедительно свидетельствует: в войне вооруженное противоборство всегда первично.
Между тем, духовное состояние войск всегда занимает особое место*.
И государственные органы.
116 'ф.
Энгельс, судя по опыту военной истории, далеко небезосновательно, сказал в свое время, что для правильной оценки боевой способности армии, кроме учета качества и вооружения, количества и стойкости войск, «необходимо представление о ее моральном состоянии» (Маркс К., Энгельс Ф.
Собр.
соч.
Изд-2-e.
Т.З 1.
С.266.).

[Back]