Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 183]

что если армия не добудет срочно 10 млн рублей, то есть почти двухмесячное содержание, то «её придется распустить»489.
Но после долгих переговоров было получено от Франции 10 млн
рублей490.
В-четвертых, генерал А.
И.
Деникин, что выше отмечалось, окончательно внедрил в армию воинские уставы армии царской России с изменениями, продиктованными конкретно-исторической обстановкой491.
Он также отверг притязания кубанской Рады на создание собственных частей, так как это могло бы внести дезорганизацию в ряды армии492.
Командующий Добровольческой армией смог также решительно пресечь притязания военно-политического отдела на свои полномочия493.
Такие мероприятия давали весомые основания предъявлять белому офицерству более высокие требования к их моральному облику.
Не случайно, армия вышла подготовленной во Второй Кубанский поход.
Третья составляющая подэтап второго этапа Второй Кубанский поход Добровольческой армии и ее дальнейшие боевые действия (конец июня декабрь 1918 гг.) В частях первой линии моральнопсихологическое состояние белого офицерства являлось высоким.
Ведь иногда в боях у добровольцев не было даже патронов.
Их добывали, как явствует из боевых сводок, в бою у красных после штыковых атак и рукопашного
боя494.
При этом заметим, что в отличие от белых добровольцев, красные части, противостоящие им во Втором Кубанском походе, были деморализованы.
И после взятия Екатерииодара Добровольческая армия, несмотря на огромные понесенные потери495, еще более окрепла: она име183 ГАРФ.
Ф.
р-5827.
Оп.
1.
Д.
55.
Л.
4.
490Деньги были переданы через подпольный «Национальный центр» (см.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.

Ш.
С.

140).
491РГВА.
Ф.
40238.
Оп.
1.
Д.
1.
Л.
58.
492См.:Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
111.
С.

138.
493ГАРФ.
Ф.
р.5827.
Оп.
1.
Д.
130.
Л.
46.
494ГАРФ.
Ф.
446.
Оп.
2.
Д.
127.
Л.
3; Д.
30.
Л.
1.
495Например, в 1и 3 дивизиях выбыло из строя 25-30 % личного состава (ГА РФ.
Ф.
р-5827.
Оп.
1.Д.
52.
Л.
3).
[стр. 156]

Иначе и быть не могло.
Ведь сама идея генерала оградить добровольцев от влияния политических факторов — уже политика.
2.
Особого внимания заслуживает тот факт, что генерал А.И.Деиикин активизировал работу вербовочных пунктов.
Они в то время составляли разветвленную сеть, функционируя, судя по донесениям начальников вербовочных пунктов командарму, в 20 крупных городах европейской и азиатской части России406.
Главная цель, поставленная командующим перед вербовочными пунктами, — повышение качества отбора контингента волонтеров.
В специальной инструкции, разработанной лично командующим, были скорректированы их задачи: вербовка надежных элементов в армию; разведка и контрразведка; осведомление о настроениях различных слоев общества; широкая пропаганда идей Добровольческой армии и правильное освещение её деятельности; добывание на местах необходимых для армии финансовых и материальных средств407.
3.
Усилиями Верховного руководителя Добровольческой армии генерала М.В.Алексеева было несколько улучшено бедственное финансовое положение армии.
Еще 10 мая 1918 г.
он написал П.Н.Милюкову, что если армия не добудет срочно 10 млн рублей, то есть почти двухмесячное содержание, то «её придется распустить»408.
Но после долгих переговоров было получено от Франции 10 млн
рублей409.
Таким образом, в небольшой промежуток времени между двумя Кубанскими походами Добровольческой армии высшее военно-политическое руководство Белого движения анализировало морально-психологическое состояние белого воинства.
Результаты данного анализа использовались с целью повышения эффективности мероприятий по укреплению морального духа Добровольческой армии.
И то, что она вышла подготовленной во Второй РГВА.
Ф.
40238.
Оп.
1.Д.
18.
JI.1, 3; Д.26.
Л.15.
407Там же.
Д.
1.
Л.41об.
408ГАРФ.
Ф.
р-5827.
On.
1.
Д.55.
Л.4.
409Деньги были переданы через подпольный «Национальный центр» (См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.

111.
С.

140).
J56

[стр.,157]

Кубанский поход, преодолев жесточайший внутренний кризис, дает основания говорить об эффективности проанализированной выше деятельности.
Второй период— Второй Кубанский поход Добровольческой армии и ее дальнейшие боевые действия (конец июня январь 1919 гЛ Диссертант полагает возможным начать анализ с такой посылки: тот факт, что это было время достижения Белым движением серьезных военно-политических успехов410, дает основания утверждать, что морально-психологическое состояние белых добровольцев являлось, в основном, здоровым.
В первую очередь, такая оценка справедлива для частей первой линии, постоянно действовавших на направлении главного удара.
Были моменты, когда у волонтеров не имелось даже патронов.
Их добывали, как явствует из боевых сводок, в бою у красных после штыковых атак и рукопашного
боя411.
В данной связи, думается, уместно заострить внимание на том, что в отличие от белых добровольцев, красные части, противостоявшие им во Втором Кубанском походе, были деморализованы.
Глубина их деморализации подтверждается, как установил диссертант, неопубликованными воспоминаниями Г.К.Орджоникидзе412.
Красные, докладывали добровольческие разведчики своему главкому, находятся в подавленном состоянии, считают невозможным бороться «с дисциплинированными кадетскими частями», если большинство красноармейцев до сих пор не разбежалось, то только «из страха перед беспощадными расстрелами, так часто практикуемыми среди боль4 1 3 шевистских главковерхов в последнее время» .
40Достагочно только сказать, например, что в течение 20 месяцев Северный Кавказ был отрезан от Центральной России, а центр страны — от Всероссийских житниц — Кубанской области и Ставропольской губернии и от грозненской нефти.
Эго, несомненно, подрывало экономический базис советской власти — Примеч.
диссертанта.
411 ГЛРФ.
Ф.446.
Он.
2.
Д.
127.
ЛЗ; Д.30.
Л.
1.
412 ГЛРФ.
Ф Р-9503.
Оп.1.
Д.55.
Л.2-9.
43ГЛРФ.
Ф.
Р-5827.
On.I.
Д.52.
Л.
11.
/57

[стр.,176]

А.И.Деникина нельзя не считаться.
Перед нами специфическая ситуация, порожденная конкретно-исторической обстановкой.
Нельзя в плане рассмотрения аспектов глубокого внутреннего кризиса Добровольческой армии не упомянуть и о том, что в ней сложились своеобразные формы воинской дисциплины, которые не укладывались в рамки старых уставов.
Многие офицеры состояли в должностях рядовых, а это меняло характер взаимоотношений начальников и подчиненных.
Получалось так, что после притока добровольцев капитан был рядовым, а поручик — командиром роты.
Но было совершенно недопустимо, — считал А.И.Деникин, — менять начальников по прибытии.
Добровольцы были прикреплены к армии, подчеркнем еще раз, морально, а не юридически.
Это вносило определенную специфику во внутренний уклад ее жизни.
В подобной сложной обстановке командование Добровольческой армии проводило ненаправленную деятельность по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
Так, генерал А.И.
Деникин окончательно внедрил в армию воинские уставы армии царской России с изменениями, продиктованными конкретно-исторической обстановкой: офицеры обращаются к подчиненным на «вы», а те титулуют их по чинам; отменяется постановка «во фронт»; разрешается нижним чинам посещение, без всяких ограничений, общественных зрелищ, а также ездить в трамваях, курить на улице, но при 4 7 3 условии строжайшего соблюдения правил отдания воинской чести .
Генерал А.И.Деникин отверг притязания Кубанской рады на создание собственных частей, так как это могло бы внести дезорганизацию в ряды армии474.
Он смог также решительно пресечь притязания военно-политического 475 отдела на свои полномочия .
кой.
Здесь — исключение из правил, подтверждающее незыблемость вышеизложенного правила.
473РГВА.
Ф.40238.
On.1.
Д.1.
Л.58.
474См.: Деникин А.
И.
Очерки Русской Смуты.
Т.
Ш.
С.

138.
475ГАРФ.
Ф.
Р.5827.
Оп.
1.Д.
130.JI.46.
1 U

[Back]