Проверяемый текст
Юдин, Сергей Сергеевич; Моральный дух Добровольческой армии и его укрепление (ноябрь 1917 - январь 1919 гг.). Историческое исследование (Диссертация 2006)
[стр. 185]

очерке, что в течение 1918 г.
армия «крепнет численно, но слабеет
морально»504.
Это отмечается и в сводке политотдела Южного фронта красных от 18 июля 1918 г., «добровольцы следят за мобилизованными»303.
Необходимо подчеркнуть, что способствовал борьбе с нравственными изъянами в моральном облике белых офицеров и такой комплекс мероприятий, как уравнение в правах гвардейских и армейских офицеров506; усиление ответственности за незаконное ношение погон и знаков различия (направление в арестантские отделения сроком от 1 до 4 лег307); разжаловывание офицеров в рядовые за бесчинства в общественных местах на почве пьянства; запрещение на продажу водки после часа ночи в увеселиело тельных заведениях .
Но достаточно эффективных, и самое главное, системных, мер в борьбе с бесчинствами по отношению к местному населению не принималось.
И не могло приниматься, ибо в рассматриваемом периоде армия все больше втягивалась в порочную практику белого
терро509 ра .
Следовательно, на рассматриваемом подэтапе командование Добровольческой армии, решая задачу нравственного воспитания, добилось определенных успехов.
Но все также остро стояла проблема обуздания непомерной жестокости по отношению и к мирному населению, и к противнику.
Усилия в данной связи принимались вялые.

Третий этап —этап достижения ВСЮР наибольших военных успехов.
их разгром РККА и эвакуация остатков белых войск в Крым (январь 1919 март 1920 гг.) Первая составляюшая-подэтап время достижения ВСЮР наибольших успехов (январь 1019 октябрь 1919 гг.) В это время имелись серьезные изъяны в нравственном облике белого офицерства.
Например, в 185 504^ Там же.
505РГВА.
Ф.
100.
Оп.
1.
Д.
67.
Л.
11.
506См.: Вольная Кубань (Екатеринодар).
1918.-23 нояб.
507См.: там же.
4 нояб.
Г А О См.: Приазовский край (Ростов-н/Д).
1918.
-23 нояб.

509Более подробно см., например: Федюк В.
П.
Белые; Ипполитов Г.
М.
Указ.
соч.
(моногр.
и дне.).
[стр. 160]

Одновременно она пополнялась и добровольцами.
Начался процесс резкой дифференциации социально-политического состава Добровольческой армии.
Безымянный автор очерка «Об участии полка генерала Маркова во 2 Кубанском походе» писал, что «шаг за шагом выбывают в бесчисленных боях лучшие вожди Добровольческой армии, начальники, идейные рядовые бойцы, гибнут моральные устои армии»425; в ряды её вливаются мобилизованные, среди которых, по мнению очеркиста, и «массы враждебных элемен•126 А тов» .
Автор подытоживает в очерке, на взгляд соискателя, правильно, что в течение 1918 года армия «крепнет численно, но слабеет морально»427.
Это фиксируется и в сводке политотдела Южного фронта красных от 18 июля 1918 г., где отмечается, что «добровольцы следят за мобилизованными»428.
Между тем, командиры не смогли внести существенные коррективы в работу по созданию в воинских коллективах здоровой моральнопсихологической атмосферы.
Оно были во власти стереотипов Первого Кубанского (Ледяного) похода, не понимая сущности дифференциации личного состава Добровольческой армии.
Дальше констатации факта падения морального духа армии, подобно тому, как это сделал цитированный выше безымянный автор отложенного в ГАРФ очерка «Об участии полка генерала Маркова во 2 Кубанском походе», дело не шло.
Анализ вышеизложенного позволяет заключить, что во втором периоде военно-политическое руководство Белого движения анализировало морально-психологическое состояние личного состава частей как в ходе боевых действий, так и в период передышек.
По-прежнему остро стояла проблема обуздания звериной жестокости по отношению и к мирному населению, и к противнику.
Усилия в данной связи принимались вялые.

Таким образом, в рассматриваемой проблеме были достигнуты определенные успехи.
Они нашли как непосредственное, так и опосредованное вы425ГАРФ.
Ф.
р-5827.
Он.
1.
Д .42.
Л.75.
426Гам же.
427Там же.
428РГВА.Ф.100.
On.
1.
Д.67.Л.11.
160

[стр.,178]

— еще больше ужесточал позицию по отношению к тем офицерам, кто хоть небольшое время служил в Красной или Украинской армиях.
Например, главком Добровольческой армии издал приказ, согласно которому офицеров, безотлагательно не оставивших ряды Красной армии, «ждет проклятие народа и полевой суд Русской армии, суровый и беспощадный»479.
Между тем, достаточно эффективных и, самое главное, системных, мер в борьбе с бесчинствами по отношению к местному населению не принималось.
И не могло приниматься, ибо в рассматриваемом периоде армия все больше втягивалась в порочную практику белого
террора480.
И если в период мирных передышек в рассматриваемой деятельности можно увидеть элементы системности, то в боевой обстановке, наряду с решительностью и оперативностью проявлялись и элементы спонтанности, эмоциональной импульсивности.
Об этом свидетельствуют факты, почерпнутые нами из хранящейся в ГАРФ записки генерала Б.Казановича «Бой на екатеринодарском направлении».
Генерал пишет, что подразделения тыла армии, по сравнению с частями первого эшелона, отличались низкими морально-психологическими качествами.
Так, в полку М.Г.Дроздовского «обозные» случайно наткнулись на один из отрядов белых.
Приняв их за красных, сразу же сдались им с криком: «Кадеты нас силой забрали» За эту подлость, пишет Б.
Казанович, «они были порублены на месте»481.
Заметим, никакого разбирательства, просто «порубили на месте».
Не сопутствовало укреплению воинской дисциплины и то, что в ходе боев и сражений у генерала А.И.Деникина возникли серьезные трудности в управлении войсками.
Тот же генерал Б.Казанович пишет, что, например, полковник Н.С.Тимановский, «храбрый офицер, сменивший на посту погибшего генерала С.Л.Маркова», был недостаточно подготовлен к самостоя478См.: Приазовский край (Ростов н/Д).
1918.
23 нояб.

479Родина.
1990.
№ 10.-С.
47.
480Ьолее подробно см., например: Федгок В.
П.
Белые; Ипполитов Г.
М.
Указ.
соч.
(моногр.
и дне.).

4,1 ГАРФ.
Ф.Р-5827.
Оп.1.
Д.60.
Л.5,12.
т

[Back]