125 Так, Я. Лейманн выделяет следующие этапы: 1) уточнение решаемой проблемы (познание объективного противоречия, порождающего решаемую проблему); 2) уточнение направления деятельности, ее планирование; 3) анализ проблемы; 4) выработка альтернативных решений, их оценка, планирование внедрения; 5) обсуждение с руководством предлагаемых альтернативных решений, выбор оптимального решения; 6) внедрение. 133 И. Перлаки описывает способ, который называет «алгоритмом решения организационных проблем». Он включает два этапа: формирование проблемы и ее решение. Последний этап делится на три стадии, каждая из которых содержит ряд процедур, предполагающих поиск ответов на типовые вопросы: аналитическая стадия (прогнозирование «цены» достижения оптимального результата, определение помех достижения идеального результата и возможных способов их устранения); оперативная стадия (анализ параметров внутренней и внешней среды организации, а также возможности их изменения, изучение опыта решения подобных проблем в других организациях); синтетическая стадия (анализ возможных последствий 134 для целостности организации при изменении выбранного параметра) . Хорошо зарекомендовала себя методика проведения инновационных игр, предложенная В.С. Дудченко и В.Н. Макаревичем135. Инновационная игра осуществляется в форме проектирования. Содержание проектов это детальная картина желаемого состояния социальной системы, например, организации, промышленного предприятия, учебной группы и т.д. Игра называется инновационной, так как ориентирует участников на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению поставленных проблем, но главным результатом становится создание сплоченных групп 133 См.: Лейманн Л.А. О методике и практике изменения организаций при помощи внешних консультантов // Структура инновационного процесса. Труды конф. / Под ред. Н.И. Лапина. М.: ВНИИСИ, 1981. 134См: Перлаки И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1981. 135Дудченко В.С , Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социол исслед. -1990. №12.-С.103-112. |
по \ Г труда, специализации, координации, интеграции, а также формирования I* особого группового эффекта. Этапы работы зависят от алгоритма, методики решения проблем, которые берутся за основу. В литературе описываются процедуры коллективного поиска решений. Широко используются эвристические методики, основанные на интуиции (мозговая атака, синектика и др.). 98 Так, Я. Нейманн выделяет следующие этапы: 1) уточнение решаемой А проблемы (познание объективного противоречия, порождающего решаемую * проблему); 2) уточнение направления деятельности, ее планирование; 3) анализ проблемы; 4) выработка альтернативных решений, их оценка, -I* планирование, внедрения; 5) обсуждение с руководством предлагаемых альтернативных решений, выбор оптимального решения; 6) внедрение. * И. Перлаки99 описывает способ, который называет «алгоритмом решения организационных проблем». Он включает два этапа: формирование проблемы и ее решение. Последний этап делится на три стадии, каждая из которых содержит ряд процедур, предполагающих поиск ответов на типовые * вопросы: аналитическая стадия (прогнозирование «цены» достижения оптимального результата, определение помех достижения идеального результата и возможных способов их устранения); оперативная стадия (анализ параметров внутренней и внешней среды организации, а также возможности их изменения, изучение опыта решения подобных проблем в других организациях); синтетическая стадия (анализ возможных последствийщ * для целостности организации при изменении выбранного параметра). д о См.: Лейманн Я.А. О методике и практике изменения организаций при помощи внешних консультантов // Структура инновационного процесса. Труды конф. / Под ред. Н.И. Лапина. М.: ВНИИСИ, 1981. 99См: Перлаки И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1981. 111 4 Хорошо зарекомендовала себя методика проведения инновационных 1р _ игр, предложенная В.С. Дудченко и В.Н. Макаревичем100. Инновационная ч игра осуществляется в форме проектирования. Содержание проектов это детальная картина желаемого состояния социальной системы, например, организации, промышленного предприятия, учебной группы и т.д. Игра ■ р называется инновационной, так как ориентирует участников на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению поставленных проблем, *р но главным результатом становится создание сплоченных групп руководителей, специалистов, подчиненных, в ходе игры складываетсяV. основа для взаимопонимания и согласования их интересов, создаются условия для самооценки своего места в организации и своих возможностей.# Такие игры вырабатывают устойчивую ориентацию ца развитие личности, * М увеличение творческого потенциала, совершенствование навыков грамотного общения и взаимодействия. Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого преобразования личности. Каждый участник должен переосмыслить себя в творческом самораскрытии личностного «я» в групповом решении инновационных задач. То есть осмыслить и переосмыслить свои профессиональные и личные возможности. При разработке данной методики, ДудченкоВ.С. и Макаревич В.Н., широко использовали научно-практические разработки инноватики, метода организационно-деятельностных игр, метода интенсивного обучения иностранным языкам, социально-психологических тренингов. ь « Участие руководителей в выработке решений с помощью игр является прекрасной иллюстрацией метода рефлексивного управления в организации, под которым мы понимаем поэтапное осмысление обратных связей, помогающее руководителю принимать управленческие решения с учетом 100Дудченко В.С., Макаревич В.И. Игровые методы в социологии // Социол. исслед. 1990. № 12. С. 103— 112. |