Проверяемый текст
Смулов Алексей Михайлович; Взаимодействие производственных и банковских структур в промышленном секторе российской экономики (Диссертация 2002)
[стр. 134]

Для предприятия в условиях недостатка собственных средств и невозможности получения бюджетных денег привлечение банковского капитала в той или иной форме является единственной возможностью модернизации, а иногда и сохранения производства.
Наряду с нормализацией процессов налогообложения система государственной поддержки может быть реализована путем выделения денежных средств, выдачи гарантий (поручительств), а также создания режима максимального благоприятствования со стороны исполнительных органов и
Ф бюджетов всех уровней.
Использование в качестве источников ресурсов средств бюджетов, коммерческих банков и самих предприятий, реализующих проекты, позволяет, с одной стороны, добиться удешевления стоимости привлекаемых денежных средств, а с другой снизить риски коммерческих банков и активизировать тем самым их участие в проектах.
Принципиальная схема взаимодействия сторон в процессе кредитования промышленности представлена на рисунке 21, где сплошными линиями отмечены финансовые потоки, штрих-пунктирными финансовые меры государственной поддержки, широкими стрелками -движение материальных и нематериальных активов.
Существенную помощь при разработке и внедрении подобных схем могут оказать методы экономико-математического моделирования кредитно-инвестиционной стратегии банковских и производственных фирм, позволяющие согласовывать экономические интересы всех участников рассматриваемого процесса и учитывать предпринимательские риски [70, 75].
134
[стр. 303]

наталкивается на противодействие целого ряда управленческих и хозяйственных структур.
Этому активно сопротивляются управленческий состав предприятий (аргументируя свою позицию непрофессионализмом банков в технической и технологической областях), собственники предприятий (теряющие собственность и возможность влияния).
Косвенно затрудняют работу банков федеральный антимонопольный орган (согласие последнего требуется в случае приобретения доли акций, превышающей 20% от уставного капитала фирмы) и Банк России (им введен обязательный норматив использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц норматив Н12).
Администрации регионов не желают упускать предприятия из сферы своего контроля.
Да и в самих банках к введенному положению относятся неоднозначно зачастую как к дополнительному бремени, связанному с повышением ответственности и дополнительным долгосрочным отвлечением кредитных ресурсов, которые могут и не принести отдачи.
Заметим, что вопрос об использовании собственных средств требует, как правило, обсуждения в рамках наблюдательного совета или даже собрания акционеров банка.
Таким образом, при решении долговой проблемы возникла насущная необходимость достижения эффективного компромисса в действиях банков, предприятий, органов федеральной власти и региональных администраций.
Он может быть найден путем разработки и реализации таких схем взаимодействия банковских и промышленных структур, которые бы наиболее полно учитывали экономические интересы всех участников*.
При этом ядром формирования указанных схем может быть крупный банк, инициирующий процесс достижения компромисса и имеющий возможность *Сушественную помощь при разработке и внелрении подобных схем могут оказать методы экономико-математического моделирования кредитно-инвестиционной стратегии банковских и производственных фирм, позволяющие согласовывать экономические интересы всех участников рассматриваемого процесса и учитывать предпринимательские риски [19,20,86,87,102,106].
303

[стр.,304]

использовать экономические рычаги и механизмы распределения кредитных и инвестиционных ресурсов для восстановления всего стагнирующего хозяйственного комплекса в целом.
Отличительной особенностью этих схем взаимодействия является их нестандартный характер: они разрабатываются применительно к конкретной ситуации и представляют собой фактическое воплощение ряда мероприятий по преодолению барьеров между экономическими структурами реального и банковского секторов народного хозяйства.
При этом, предлагаемые схемы имеют следующие общие черты: 1) рассматривается достаточно типичная ситуация наличия у предприятий «сложной» кредитной истории (т.е.
фактической задолженности банкам по кредитам), которая парализует деятельность производственных объектов, связанных между собой хозяйственными отношениями и долговыми обязательствами; 2) предполагается использование таких экономических механизмов, которые позволяют ослабить действие ряда факторов, тормозящих инвестиционные процессы.
В частности, проводится реструктуризация и переоценка имеющихся долговых обязательств, осуществляется трансформация инвестиционной инфраструктуры, обслуживающей рассматриваемые объекты реального сектора, применяются комплексные финансовые инструменты, позволяющие сделать кредит доступным, производятся определенные институциональные преобразования и т.д.
Принципиальная структура подобных схем взаимодействия сторон в процессе кредитования промышленности представлена на рис.5.2-8, где сплошными линиями отмечены финансовые потоки, штрих-пунктирными финансовые меры государственной поддержки, широкими стрелками движение материальных и нематериальных активов.
Ожидаемые преимущества для участников этих схем состоят в следующем.
504

[стр.,355]

«спасая» проект, будут нести существенные налоговые издержки, что априори не способствует росту вложений в реальный сектор экономики [139].
Противодействует увеличению объемов кредитования и требование главы 25 Н К РФ о налогообложении пеней, штрафов и неустоек, начисленных банками заемщикам за нарушение исполнения условий кредитных договоров, но фактически не взысканных с должников.
Несмотря на то, что ряде случаев банкам-кредиторам (и обществу в целом) выгодно не взыскивать начисленные штрафные санкции, а продолжить сотрудничество с предприятием-должником на скорректированных условиях (и сохранить его тем самым для народного хозяйства), все начисленные штрафы подлежат включению в налогооблагаемую базу.
Конституционный суд Российской Федерации принятием Постановления от 28 октября 1999 года № 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»...» сделал первый шаг к урегулированию создавшегося положения, поняв и приняв сторону банков в данном конфликте интересов.
Однако при принятии Налогового кодекса наличие такого решения законодателем во внимание принято не было.
Следовательно, для практического воплощения данного постановления в жизнь требуется еще значительная работа законодателей и соответствующее изменение нормативных актов М Н С России [246].
Наряду с нормализацией процессов налогообложения, система государственной поддержки может быть реализована путем выделения денежных средств, выдачи гарантий (поручительств), а также создания режима максимального благоприятствования со стороны исполнительных органов и
бюджетов всех уровней [270].
М ожно привести целый ряд примеров, когда в той или иной форме государство, в лице федеральных или региональных органов, на практике 355

[Back]