Проверяемый текст
Халилов, Ренат Зайнуллович. Пути повышения экономической эффективности интенсификации животноводства (Диссертация 2007)
[стр. 111]

средств и емкостей для хранения кормов нарушаются сроки уборки кормовых культур, что приводит к значительным потерям, достигающим 36-42 % урожая, ухудшению качества заготавливаемых кормов, дефициту белка в рационах животных и, как следствие, перерасходу их на единицу животноводческой продукции.
В связи с этим рост экономической эффективности продукции животноводства зависит от комплексного использования вышеперечисленных факторов интенсификации.

Основным фактором роста экономической эффективности интенсификации животноводства является генетический потенциал животных, который в нашей стране создавался многие десятки лет, а в кризисный период потерял свое влияние на повышение продуктивности животных в хозяйствах всех категорий.
Успешно функционировавшая ранее стройная система производственной базы предприятий по селекционно-племенной работе оказалась в критической ситуации, она практически разрушена.
За годы проводимых реформ поголовье быковпроизводителей молочных и молочно-мясных пород, оцененных по качеству потомства в стране уменьшилось, сократилось число пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
Продажа племенных животных в стране снизилась: крупного рогатого скота и свиней более чем в 12 раз, овец в 40 раз.
В Рязанской области также существенно сократилась реализация племенного молодняка крупного рогатого скота.
Следует отметить, что за годы экономических реформ среднегодовой удой коров в племенных заводах страны в 2008 г.
составил 6 384 кг, а в хозяйствах всех категорий 4 434 кг, или на 3 954 и 2 391 кг выше по сравнению с 1990 г.
Роль племенных хозяйств в формировании генетического потенциала молочного скота постепенно возрастает (таблица
2.31).
При этом прослеживается прямая зависимость между продуктивностью животных в племенных заводах и товарных хозяйствах.

Исследования бонитировочных данных показывают, что молочная продуктивность коров в племенных заводах по всем породам изучаемых регионов увеличилась в большей степени, чем в хозяйствах всех категорий.
Это говорит
in
[стр. 106]

ставил 6,8 ц к.ед., в т.ч.
в Стерлитамакском районе 4,9 ц кор.
ед., что на 28% меньше, то в Татарстане и Высокогорском районе он возрос соответственно до 9,3 и 108 ц.
к.
е., что па 36,8 и в 2,2 раза выше по сравнению с соседней республикой.
Бесхозяйственное использование кормов в стране и изучаемых регионах привело к дефициту переваримого протеина в грубых и сочных кормах.
К тому же производство комбикормов снизилось за годы реформ более чем в 2,2 раза.
В результате увеличился разрыв между фактическим уровнем и научно-обоснованными нормами кормления при значительном недостатке белка в потребляемых рационах.
Из предыдущих данных видно, что в стране накоплен богатейший генофонд сельскохозяйственных животных, который при условиях полноценного кормления и хорошего содержания скота вполне достаточен для достижения среднегодового удоя 5000 5500 кг молока от каждой коровы.
В настоящее время в сельхозпредприятиях страны создан высокий генетический потенциал продуктивности животных.
Полная реализация его зависит только от улучшения кормления и содержания скота.
Одной из главных причин труднейшего положения в кормопроизводстве является нарушение во многих хозяйствах научно обоснованной структуры посевных площадей под зерновые и кормовые культуры.
Вторая причина резкое снижение количества вносимых минеральных и органических удобрений, что крайне отрицательно отразилось на урожайности кормовых культур.
Из-за недостатка необходимой кормоуборочной техники, транспортных средств и емкостей для хранения кормов сильно нарушаются сроки уборки кормовых культур, что приводит к значительным потерям, достигающим 35-40% урожая, ухудшению качества заготавливаемых кормов, дефициту белка в рационах животных и, как следствие, перерасходу их на единицу животноводческой продукции.
В связи с этим рост экономической эффективности продукции животноводства зависит от комплексного использования вышеперечисленных факторов интенсификации.

Наши исследования подтверждают, что создание индустриальнопромышленных животноводческих комплексов по откорму крупного рогатого скота и свиней совместно с новыми формами хозяйствования на основе интенсификации, межхозяйственной кооперации и интеграции позволит в перспективе увеличить производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств Р.
Башкортостан: м олока-с 1930,0 тыс.
т в 1990 г.
до 2083,4 тыс.
т в

[стр.,145]

144 149 человек, теперь же остались всего лишь один начальник, работающий по совместительству и его заместитель.
Скороспешно принятый в августе 1993 г.
Закон «О племенном животноводстве» не учел измелившуюся ситуацию, еще больше усугубил положение в животноводстве, и теперь он требует новой редакции и принятия нового Закона «О племенном животноводстве» применительно уже к цивилизованной капиталистической системе, В результате такте решений, за 15 лет проводимых негативных реформ генетический потенциал животных, создававшийся многие десятки лет, стал использоваться наполовину, а то и меньше, и, как основной фактор роста эффективности интенсификации, потерял свое влияние на повышение продуктивности животных в хозяйствах всех категорий, а следовательно, и на увеличение производства продукции.
В труднейшем положении оказалась ранее успешно функционировавшая стройная система производственной базы предприятий по селекционно-племенной работе.
Основным фактором роста продуктивности коров является наличие поголовья быков-производителей на станциях искусственного осеменения, которые также используются плохо, многие из них приватизированы.
За годы проводимых реформ поголовье их в стране уменьшилось, количество быков-производителей молочных и молочномясных пород, оцененных по качеству потомства, сократилось, число пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных снизилось.
Значительная часть лабораторий по оценке качества молока ликвидирована.
В итоге генетический потенциал повышения молочной продуктивности потерял свое прежнее положительное влияние.
Продажа племенных животных в стране: крупного рогатого скота и свиней снизилась более чем в 12 раз, овец в 40 раз.
В Р.
Башкортостан уменьшилась реализация племенного молодняка крупного рогатого скота до 4927 гол., свиней до 4245 и овец до 144 гол.
Несмотря на это, продуктивность коров как в племенных заводах, так и в сельскохозяйственных предприятиях страны, возросла за некоторым исключением.
Среднегодовой удой коров в племенных заводах страны в
2005 г.
составил 6000 кт, а в хозяйствах всех категорий 3937 кг, или на 1408 и 1066 кг выше но сравнению с 1990 г.
Следовательно, роль племенных хозяйств в формировании генетического потенциала молочного скота постепенно возрастает (таблица 40).
При этом прослеживается прямая зависимость между продуктивностью животных в племенных заводах и товарных хозяйствах.

Таким образом, в молочном скотоводстве России за последние годы наметились некоторые положительные тенденции, однако позитивные сдвиги в значительной

[стр.,147]

14f) степени сдерживаются отсутствием стимулирующих факторов роста производства в экономической политике, проводимой вагропромышленном комплексе.
Наши исследования бонитировочных данных показывают, что молочная продуктивность коров в племенных заводах по всем породам изучаемых регионов увеличилась в большей степени, чем в хозяйствах всех категорий.
Это говорит
о недостаточном влиянии генетического потенциала племенных заводов на повышение продуктивности в товарных хозяйствах страны, что подтверждается данными за последние 15 лет.
В 1990 г.
среднегодовая продуктивность коров в племенных хозяйствах по всем породам была, в среднем, на 1721 кг выше, чем в хозяйствах всех категорий, в 2005 г.
зга разница возросла до 2063 кг.
Еще большей разница была в Башкортостане 382 и 1774 кг.
Продуктивность в племенных заводах Ленинградской области выше, чем в товарных хозяйствах на 2311 кг, в племрепродукторах на 1505 кт.
Такая разница вполне достаточна для дальнейшего роста генетического потенциала товарных стад.
Изучение отдельных пород в разных регионах показато совершенно другую картину.
Почти при одинаковых удоях коров бестужевской породы в атеменных хозяйствах Башкортостана и Татарстана, составивших в 1990 г.
3033 и 3048 кт, в 2003 г.
они в первом стучае возросли до 4589 кг, или на 51,3%, во втором же до 3354 кт, или всего лишь на 10%.
Вследствие неодинакового влияния генетического потенциала соответственно и молочная продуктивность за этот период в хозяйствах всех категорий Башкортостана увеличилась на 14,1%, и составила 2894 кг, а в Татарстане снизилась до 2659 кг, или на 7,5%, и была на 235 кг ниже.
Эти данные еще раз наглядно подтверждают влияние племенных заводов па рост продуктивности в товарных стадах.
Следует подчеркнуть, что по черпо-пестрой породе наблюдаегся противоположная картина.
Несмотря на повышение продуктивности коров черно-пестрой породы в племенных хозяйствах Башкортостана на 12,5% и в Татарстане в 2,4 раза, а в хозяйствах всех категорий вышеназванных регионов удои возросли в разной степени: в первом на 35,9% и во втором на 13,2%.
При этом абсолютный удой в республике Татарстан в 2005 г.
был на 276 кг ниже, чем в Башкортостане, где имеется 8 племенных хозяйств и 92 племрепродуктора, которые и оказали положительное влияние на рост продуктивности больших массивов скота черно-пестрой породы в товарных хозяйствах.
Эти данные свидетельствуют о том, что продуктивность животных в племенных заводах не всегда соответствует статусу «племенной», в связи с этим следует проводить ежегодную оценку их деятельности.

[Back]