Проверяемый текст
Погребная, Оксана Сергеевна. Рефлексия как условие формирования адекватной "Я-концепции" педагога (Диссертация 2007)
[стр. 24]

С.JI.
Рубинштейн ввел аксиологический аспект понимания рефлексии как «мировоззренческих чувств личности».
Он подчеркивал, что рефлексия — это изменение внутреннего состояния субъекта под воздействием внешних причин, это умение человека изменять своё состояние, по-разному обнаруживать себя во взаимодействии с другими
людьми [71, 82].
C.JI.
Рубинштейн указывал на два способа существования человека: жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей человека, представляющая собой природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека.
Второй способ связан с проявлением рефлексии, которая как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы
[167, с.
319].
JI.C.
Выготский утверждал, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов.
Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности.
Обобщение внутренних форм психической деятельности находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением
[54, с.
315].
Б.Г.
Ананьев отмечал, что, отражая и осваивая в процессе деятельности внешний мир, человек творит свой внутренний мир, который, в свою очередь, направляет, регулирует, активизирует деятельность.
Внутренний мир человека, считал он, и мера напряжённости его работы (переработка опыта, выработка собственных позиций и убеждений, путей самоопределения и т.д.) являются показателем духовного богатства, индивидуальности, способности к рефлексии
[9, с.
60].
А.Н.
Леонтьев отмечал, что рефлексия это отношение к своему бытию, опосредованное совместной деятельностью, способствующее формированию определённого представления о себе самом как о способном на общественно-значимые поступки и действия.
Представления о себе (субъективный образ своего «Я») складываются под влиянием оценочного 24
[стр. 3]

Введение Актуальность и постановка проблемы исследования.
Современные условия жизни требуют усиления творческой активности личности педагога, повышения требовательности к себе и своей деятельности.
Одной из существенных тенденций развития личности педагога в современных условиях становится расширение и большая дифференциация внутреннего контроля самых разнообразных форм её поведения.
Развитие внутреннего контроля, совершенствование саморегулирования своей деятельности и поведения связаны с углублением внимания личности к своему внутреннему миру, другими словами, заинтересованностью педагога осуществлять рефлексию по отношению к собственной деятельности, к себе как профессионалу и как личности.
В современной психологической науке сущность рефлексии, её механизмы, процессы, методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные проблемы изучались достаточно разносторонне С.Ю.
Степановым, М.А.
Вислогузовой, Ф.Б.
Сушковой, Т.Н.
Щербаковой, Н.Ю.
Посталюк, И.П.
Раченко, И.Н.
Семеновым и др.
В философских исследованиях рефлексия рассматривается как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (Декарт, Дж.
Локк и др.).
В естественнонаучных исследованиях рефлексия рассматривается как умение человека вводить в сферу сознания представления и давать отчёт о происходящих в его сознании явлениях, то есть анализировать происходящие в нём психические процессы (В.М.
Бехтерев, И.М.
Сеченов, П.К.
Анохин, Н.А.
Бернштейн, А.Р.
Лурия и др.).
В психологических исследованиях рефлексия рассматривается как отношение к своему бытию, опосредованное совместной деятельностью, способствующее формированию определённого представления о себе самом, как о способном на общественно значимые поступки и действия (А.Н.
Леонтьев, В.А.
Петровский, Л.С.
Выготский и др.) 3 /

[стр.,42]

первую очередь, универсальностью механизма ее действия, в основе которой лежит принцип обратной связи.
Этот принцип проявляется на разных уровнях саморегуляции индивида: от нейрофизиологического до личностного, где он представлен рефлексивными процессами самосознания, выполняющими регулятивную и конструктивную функции и обеспечивающими целостность и динамизм внутреннего духовного мира человека [211;16].
И.М.
Сеченов (1829-1905 гг.) считает, что реальность ощущений коренится в реальном двигательном акте.
Мышцы участвуют в процессах предметного мышления.
Самые тонкие формы психики всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями.
Главным признаком «Я» он считал самосознание, которое отождествлял с ощущениями состояний собственного тела, то есть самоощущения.
Они неопределенны, но имеют ясно выраженный субъективный характер [211;65].
B.М.
Бехтерев в своей работе «Сознание и его границы» дал онтологический анализ сознания, его структурам, уровням и функциям, показал связь сознания с психическими переживаниями человека, акцентируя внимание на субъективности сознания.
Раскрывая формы сознания В.М.
Бехтерев показал зависимость внешних воздействий и индивидуальноличностных особенностей человека.
По его мнению, рефлексия проявляется в умении человека вводить в сферу сознания представления и научиться давать отчёт о происходящих в его сознании явлениях, то есть анализировать происходящие в нём психические процессы [246;114-115].
Термин «психологическая рефлексия» был введён А.
Будеменом в 1925г.
А.
Марк в 1948 г.
впервые проводит систематизацию философских и психологических представлений о рефлексии [62;319].
C.Л.
Рубинштейн (1889-1960 гг.) вводит аксиологический аспект понимания рефлексии как «мировоззренческих чувств личности».
Он подчеркивал, что рефлексия это изменение внутреннего состояния субъекта под воздействием внешних причин, это умение человека изменять своё состояние, по-разному обнаруживать себя во взаимодействии с другими
42

[стр.,43]

людьми [74;94].
С.Л.
Рубинштейн указывал на два способа существования человека: жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей человека, представляющая собой природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека.
Второй способ связан с проявлением рефлексии, которая как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы
[246;319].
Л.С.
Выготский (1896-1934 гг.) утверждал, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов.
Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности.
Обобщение внутренних форм психической деятельности находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением
[56;315].
Б.Г.
Ананьев отмечал, что, отражая и осваивая в процессе деятельности внешний мир, человек творит свой внутренний мир, который, в свою очередь, направляет, регулирует, активизирует деятельность.
Внутренний мир человека, считал он, и мера напряжённости его работы (переработка опыта, выработка собственных позиций и убеждений, путей самоопределения и т.д.) являются показателем духовного богатства, индивидуальности, способности к рефлексии
[14;60].
По утверждению М.М.
Бахтина, рефлексия это всегда «пересечение двух сознаний», диалог между ними.
Диалог, по его мнению, это не средство формирования личности, а само бытие её.
Только в общении, во взаимодействии человека с другим человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя.
Он подчеркивал важность формирования рефлексивного отношения к себе [177;61].
А.Н.
Леонтьев (1903-1979 гг.) отмечал, что рефлексия это отношение к своему бытию, опосредованное совместной деятельностью, способствующее формированию определённого представления о себе самом 43

[Back]